ЙОГА – САТТВА-ВИДЖАЙЯ – ПСИХОТЕРАПИЯ

Психологическое консультирование, основанное на принципах древних Ведических знаний, в том числе знаний и методов Йоги (как последовательной системы просветления и самореализации) и знаний Аюрведы (системы всестороннего оздоровления), в корне отличается от западного двумя принципиальными моментами. Первый – он не обобщает людей, не подводит их под единый метод той или иной терапии (в зависимости от психотерапевтического направления), а следует, в первую очередь, одному из конституциональных типов (доша), которому принадлежит человек. Второй момент – может показаться прямо противоположным первому – психотерапия согласно Аюрведе, не уводит клиента и консультанта в бескрайние пространства глубинных личных особенностей каждого человека, а фокусируется, опять таки, на его, одном из семи, конституциональных типов.

 

Это связано с тоем, что каждый конституциональный тип (доша) диктует человеку не только стиль жизни, питание, телосложения, но также и стиль поведения, действий, переживаний, эмоциональных реакций и также образ мысли. Все эти вещи консультант рассматривает и исследует вместе с клиентом в четырех основных областях:

 

  • физические факторы: физическая нагрузка и упражнения, диета и режим питания, употребление лекарственных растений (как важная и необходимая поддерживающая составляющая жизни каждого человека);​​

  • психологические факторы: впечатления от органов чувств, эмоции и переживания, мысли и стиль мышления;​​
  • социальные факторы: отношение к работе и взаимоотношения на работе (партнеры, коллеги, начальство, подчиненные), увлечения и хобби, свободное времяпрепровождение и отдых, личные взаимоотношения (друзья, приятели, партнеры, дети, семья, родственники, соседи);​​

  • духовные факторы: религия, эзотерика, йога, астрология, практики развития и самосовершенствования, медитация, молитва, духовная литература, паломничество в святые места, общение с просветленными людьми.

 

Мало кто задумывается о том, на сколько глубоко все эти факторы влияют друг на друга. Например, наши привычки в питании и физических нагрузках отражают состояние ума и поведения. И наоборот – состояние сознания влияет на то, как и что мы едим. Состояние нашего ума влияет на то, как мы воспринимаем мир и какую реакцию выдаем в ответ. И наоборот – то, как мы на что-то или на кого-то реагируем, влияет на наше психическое, а порой и физиологическое самочувствие. Это, в свою очередь, влияет на наши социальные связи  контакты – социальный и профессиональный статус, взаимоотношения в семье и прочее.

 

Духовный же фактор Аюрведа считает первоисточником всех психических расстройств и социальных проблем. Это потому, что успокоить, стабилизировать и гармонизировать свой ум  по-настоящему способно лишь наше высшее сознание, то есть настройка на что-то более высшее и непоколебимое, чем материальный мир.

 

Таким образом, аюрведическая психология взаимодействует с человеком, на всех уровнях его жизнедеятельности, приводя к гармонии каждый из них.

 

Первый этап аюрведической терапии заключается в уравновешивании и приведении в гармонию физического тела (энергий тела в виде дош – ваты, питы и капхи). Это осуществляется с помощью физических средств лечения, таких как диета-терапия (и диета в целом), применение лекарственных растений в соответствии с индивидуальным биологическим типом человека, подбор физических упражнений, соответствующих конституции, например, йога-терапия, цигун-терапия, оздоровительная гимнастика, прогулки, плавание и прочие.

 

Аюрведа очень практичная наука, она ориентируется не на теоретические знания, а на очень действенные методы. Поэтому она дает очень четкие конкретные рекомендации по изменению образа жизни, питания, некоторых привычек поведения, которые впоследствии анализируются и корректируются.

 

На следующем этапе терапии аюрведа укрепляет и гармонизирует нашу жизненную энергию (матричных форм тела: прана, теджас, оджас). Для этого предлагаются методы пранаямы, определенных дыхательных медитаций и других подобных практик.

 

Далее, аюрведа работает с нашей еще более тонкой энергией – энергией ума и чувств. Пожалуй, это самая красивая, эстетическая и экстатическая часть аюрведической психотерапии, так как здесь мы работаем с органами чувств посредством таких практик как арома-терапия, звуко-терапия, цвето-терапия и другими.

 

Последней этап терапии посвящен гармонизации сознания, где аюрведа стремится усилить саттвическую часть нашей жизни и сознания, действуя средствами таких духовных практик как медитация, мантры, кристалло-терапия.  

 

 

Аюрведа говорит, чтобы исцелить ум, необходимо исцелить наши взаимоотношения с миром. Наше глубинное сознание окрашено социальными отношениями, и в первую очередь, с самыми близкими нам людьми – с родителями, детьми, супругами, партнерами. Именно они порождают самые мощные из всех эмоциональных переживаний и потрясений, с которыми нам приходиться иметь дело в течении жизни. Для того, чтобы проникнуть в самую глубину своего сердца, необходимо тщательно исследовать свои взаимоотношения с близкими людьми. Поэтому особое внимание психотерапия уделяет построению грамотного гармоничного отношения и поведения со всем нашим окружением, начиная с самого близкого круга, до отдаленных, поверхностных отношений, но, порой, не менее важных и ценных. 

 

Правильные взаимоотношения – основа психического благополучия. Для стабильной и глубокой работы над собой необходимо окружить себя подходящими людьми, теми, чье общение приносит душевное равновесие, помогает сохранять хладнокровие и спокойствие ума, теми, кто способствует развитию. Напротив, стоит держаться подальше от тех, кто тянет на дно, выводит из равновесия, внушает беспокойство и портит нервы. В идеале, следует постоянно стремиться к тому, чтобы во взаимоотношениях преобладали доброта и мудрость.