ТРИ ГУНЫ ПРИРОДЫ

Гуны – это важнейшая дефиниция представления о мире с точки зрения философии Санкхьи. Понимание того, что такое гуны и каков закон их дейсвия в природе играет не просто важную роль, а во многом первостепенную для восстановления и поддержания здоровья и молодости.

 

Гуны – это то, из чего соткана ткань всего материального мира, в том числе тонкая энергия нашего ума, мыслей, эмоций и чувств. Каждая материальная и тонко материальная вещь в природе представляет собой соотношение трех гун – Саттвы (света и благости), Раджаса (страсти и активной энергии) и Тамаса (инерции и невежества). И от того, какая гунна преобладает в том или ином действии, поступке, слове, предмете и самом человеке, зависит очень многое. Например, будет ли человек расти и развиваться или увядать и деградировать.

 

Мы видим, что гуны пронизывают даже ум и мысли, следовательно, от их соотношения в сознании зависит характер человека, который, как известно, творит судьбу. А это значит, творит здоровье и свое самочувствие, на всех уровнях человеческого организма – от физического до ментального и причинного, когда можно наблюдать, каким образом человек своими мыслями и поступками формирует причины и следствия своей жизни, как он формирует свою собственную судьбу, порой не только в этой жизни, но и следующую. Так что, гуны – это не просто какая-то аллегория, это реально действующие силы в нашей жизни. Понимая и разбираясь в них, мы получаем в руки эффективный инструмент решения многих жизненных вопросов.

 

 

* * *

 

 

Великая Природа Вселенной (Пракрити) обеспечивает этому миру постоянный материальный рост и расширение, поддерживает постоянный духовный рост и сподвигает на развитие. Природа обладает энергиями различных качеств. Одни из них помогают развиваться – продвигаться вглубь, расширять сознание, приобретать мудрость, другие, наоборот, ограничивают наше восприятие, сужают сознание, затягивают в невежество. Все это происходит посредством определенных тонких сил, которые мы отучились воспринимать. Но если понять эти силы и научиться взаимодействовать с ними, мы исцелим свой разум, проникнем в таинство Творения.

 

Для понимания сил Природы аюрведа предлагает специальную терминологию и показывает, как работать с этими силами на всех уровнях. Согласно философии Санкхьи и Аюрведе, вся Природа рождается из трех изначальных качеств. На санскрите они называются гунами (что буквально означает: "то, что связывает", так как эти силы оплетают нас путами внешнего мира – до тех пор, пока мы не обретем правильного их понимания ): Саттва, Раджас и Тамас.

Гуны являются самыми тонкими проявлениями Природы. В результате их деятельности, возникают все остальные вещества: элементы, доши и другие. Все до единого объекты мира являются различными комбинациями этих трех гун, трех качеств Природы. Все процессы, эмоции, мысле-формы – также являются следствием действий этих качеств. Благодаря гунам функционирует наш поверхностный ум и глубинное сознание, проявляются желания и хранятся кармы, ведущие нас от рождения к рождению. Гуны представляют собой более глубокий уровень, чем биологическое и физиологическое начало и помогают понять психические и духовные качества всех явлений природы - вещей, мыслей слов, эмоций, поступков, людей, состояний. 

САТТВА – олицетворяет чистую сущность света, разума, баланса и гармонии. Она представляет качество интеллекта, правильного действия, нравственности, добродетели и развития души. Она создает гармонию, равновесие и стабильность. Саттва – легкая и светящаяся по своей природе, ей присуще движение вверх и вглубь, она способствует пробуждению души. Саттва обеспечивает продолжительное счастье и удовлетворенность. Это принцип ясности, широты и покоя, сила любви, которая объединяет все сущее. Пребывая в состоянии Саттвы, приходит ясность и покой, благодаря чему мы постигаем истину.

 

 

РАДЖАС – олицетворяет принцип движения, страсти, мотивации и трансформации. Это качество перемен, активности и беспокойства. Раджас вызывает неустойчивость, которая нарушает баланс. Он целеустремленен и всегда стремиться к какому-либо достижению. Раджас проявляет силу воображения, которое проецирует мир и связывает нас со множеством внешних вещей. Он движется вовне, становится причиной действий, направленных на поиски своего "я", которые ведут к дроблению и отделению. Хотя сначала Раджас стимулирует и приносит удовольствие, со временем он приводит к боли и страданию. Это сила страсти, вызывающая несчастья и противоречия. 

 

ТАМАС – принцип инертности, вялости, тьмы, невежества, пассивности. Сила невежества скрывает от нас нашу истинную природу. Он тяжелый, его действие затуманивает сознание и создает препятствия. Он проявляется как сила гравитации, которая препятствует движению и удерживает вещи в определенных ограниченных формах. ему присуще движение вниз, вызывающее разложение и распад. Тамас отягощает ум невежеством и заблуждениями, вызывает бесчувственность, сон и утрату самоосознания. Это принцип материальности и бессознательности. 

 

 

Три гуны Природы действуют посредством Эго (Ахамкара) на 5 чувств Природы, или объектов восприятия (Танматры) – звук, прикосновение, зрение, вкус, обоняние; и создают:

Пять Великих Элементов Природы – Эфир, Воздух, Огонь, Вода, Земля.

Пять органов чувств – уши, кожа, глаза, язык, нос.

Пять органов действия – рот, руки, ноги, гениталии, органы выделения.

 

Из трех гун также происходит ум (Манас) – способность познавания и действия.

 

Из гунн также появляются и Доши: Вата, Питта и Капха – три разных биологических типа человеческой конституции.

Гуны и ум

 

В целом ум является областью Саттва-гуны. Качество Саттвы отражается в уме как ясность восприятия и душевное спокойствие. Если ум не является спокойным и ясным, невозможно воспринимать что-либо правильно. Саттва создает ясность и свет, благодаря которым познается истина. Она также дает концентрацию и преданность. 

 

Тем не менее, в уме так или иначе представлены все три гуны. Правда, Раджас и Тамас представляют собой факторы дисгармонии, которые вызывают беспокойство и заблуждения. Они нарушают работу воображения и искажают восприятие.

Раджас дает неверное представление о внешнем мире, как реальном в самом себе. Это заставляет искать счастье вовне. Так рождаются желания, волнения и эмоциональные расстройства. 

Тамас порождает невежество, которое ослабляет восприятие и скрывает истинную природу вещей. Из-за Тамаса возникает идея "эго", или отделенного "я", это заставляет чувствовать себя изолированным и одиноким. Тамас преобладает в сознании, которое идентифицирует себя с физическим телом. Такое сознание является инертным и ограниченным. 

Саттва дает равновесие Раджаса и Тамаса. В ней соединяются энергия Раджаса и стабильность Тамаса. Когда три гуны в уме находятся в равновесии, это дает истинное восприятие мира. Повышая Саттву, мы достигаем гармонию, покой и удовлетворение. Правильное состояние Раджаса и Тамаса при этом – это пребывание в стороне от истинной природы человека, не смешиваясь с ней. 

 

Если три гуны не находятся в состоянии равновесия, они вызывают процесс космической эволюции, входе которого душа развивается, проходя через различные царства Природы, переживая в разных телах рождение и смерть, счастье и печаль. Движение трех гун – движение Творения.

Так как при потере равновесия гун, восприятие блокируется или искажается, это, рано или поздно, вызывает болезни и на психическом, и на физическом уровне, так как воздействие гунн связано со всем телом посредством дош, нервной системы и тонкой энергии.

 

 

 

Исцеление Саттвой

Саттва, как состояние равновесия, отвечает за истинное целительство и здоровье. Здоровье в целом поддерживается саттвическим образом жизни – жизнью в гармонии с Природой и нашим внутренним Я, культивацией чистоты, ясности мышления и покоя.

Преобладание саттвы в характере человека – залог здоровья, творческого потенциала и духовности. Саттвичным людям свойственен духовный настрой и незначительное количество психологических и социальных проблем.

В тоже время тамастичные люди, как правило, страдают серьезными психологическими расстройствами, но редко понимают и принимают это, и еще реже пытаются изменить. Поэтому, вероятнее всего, они никогда не прочтут этих строк. 

Раджастичные люди довольно часто страдают от психологических забот, и особенно от проблем, связанных с другими людьми.

Те, кто сумеет изменить в себе некоторые качества характера и сферы жизни от тамаса к раджасу, затем от раджаса к саттве, сможет достичь душевного равновесия и ускорить свой духовный рост. 

Конечно, высокосаттвичный характер во все времена является редкостью, его можно встретить лишь у великих святых и мудрецов. Но мы можем предпринимать шаги, которые вполне нам по силам, которые мы обязаны предпринимать для того, чтобы реализовать свое настоящее предназначение. Изменения, к которым мы придем в конечном итоге, превзойдут все наши ожидания. 

 

 

 

Аюрведа обращается к гунам для определения психической природы человека. Это важно для того, чтобы учитывать психологические факторы заболевания и психические особенности каждого для более грамотного выбора лекарственных средств и их назначения. С этой целью Аюрведа предлагает разные виды лечения, также связанные с гунами. Это важно для того, чтобы они действительно приносили пользу и не вызывали побочных эффектов. Таким образом мы имеем три вида терапии: саттвичная, раджастичная, тамастичная.

Саттвичная терапия работает посредством саттвических качеств – любви, ненасилия, покоя. В ней используется сила Природы, жизненная сила человека и сила космического сознания. Для этого применяются лекарственные травы, вегетарианская диета, мантры, медитации. 

Раджастичная терапия работает посредством раджастических качеств – стимуляция, наделение энергией и возбуждение. Иногда в процессе лечения может быть необходимым применить Раджас, так как он может лучше преодолеть тамастичные состояния болезни.

Тамастичная терапия работает посредством тамастических качеств – успокоение, сон, "заземление". Тамас редко применяется для лечения, за исключением моментов, когда требуется успокоить слишком сильный Раджас.

В целом Аюрведические методы терапии в основном саттвичны. Раджастичные и тамастичные методы применяются в ней только при особых обстоятельствах.

Цель аюрведической терапии заключается в том, чтобы способствовать продвижению сознания от тамаса, через раджас к саттве. Продвижению от невежественной жизни, ориентированной на материальность, через экспрессивный, творческий образ жизни, в конце концов, к просветленному существованию.

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ КОНСТИТУЦИИ

 

Ответьте на все вопросы, начисляя за каждый по одному баллу. Можно выбирать и два, и три варианта ответа. В конце подсчитайте, сколько всего получилось баллов в каждом столбике.

 

САТТВА (благость)

РАДЖАС (страсть)

ТАМАС (невежество)

ПИТАНИЕ 

вегетарианская диета

небольшое количество мяса

обильное употребление мяса

НАРКОТИКИ, АЛКОГОЛЬ, СТИМУЛЯТОРЫ 

никогда

время от времени

часто

ЧУВСТВЕННЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

спокойные, чистые

смешанные

беспорядочные

ПОТРЕБНОСТЬ ВО СНЕ

низкая

средняя

высокая

СЕКСУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

низкая

средняя

высокая

КОНТРОЛЬ НАД ЧУВСТВАМИ

хороший

средний

слабый

РЕЧЬ

спокойная

возбужденная

вялая

ЧИСТОПЛОТНОСТЬ

высокая

средняя

низкая

ТРУД

бескорыстный

для личных целей

с ленцой

ГНЕВ

изредка

иногда

часто

СТРАХ

изредка

иногда

часто

ЖЕЛАНИЯ

мало

сравнительно немного

много

ГОРДЫНЯ

скромность

некоторое присутсвие эго

тщеславие

ДЕПРЕССИЯ

никогда

иногда

часто

ЛЮБОВЬ

универсальная

личная

недостаток любви

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

никогда

иногда

часто

ПРИВЯЗАННОСТЬ К ДЕНЬГАМ

слабая

умеренная

сильная

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ

обычно

частично

никогда

СПОСОБНОСТЬ ПРОЩАТЬ

прощает легко

прощает с усилием

долго таит злобу

КОНЦЕНТРАЦИЯ

хорошая

средняя

слабая

ПАМЯТЬ

хорошая

средняя

слабая

СИЛА ВОЛИ

большая

по-разному

слабая

ДОВЕРИЕ

всегда

в большинстве случаев

редко

ЧЕСТНОСТЬ

всегда

в большиснтве случаев

редко

ДУШЕВНЫЙ ПОКОЙ

в основном

частично

редко

ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

высокий

средний

низкий

ДУХОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ

ежедневно

время от времени

никогда

МАНТРЫ, МОЛИТВЫ

ежедневно

время от времени

никогда

МЕДИТАЦИЯ

ежедневно

время от времени

никогда

ПОМОЩЬ ДРУГИМ

много

немного

отсутствует

ИТОГО:

САТТВА _______

РАДЖАС _______

ТАМАС _______

Саттвичный характер

Саттвичные люди обладают гармоничным характером и высокой приспособляемостью к различным условиям среды и жизненным ситуациям. Это, в свою очередь, помогает им сохранять здоровье и психологическое спокойствие. Так как им свойственно спокойное и сбалансированное состояние ума, они стремятся постоянно его поддерживать, и стараются восстанавливать равновесие при малейшем отклонении. Благодаря ясности ума, внутреннему удовлетворению и сохранению спокойствия у них фактически на корню отсекаются психологические корни болезней.

 

Саттвичные люди внимательны и сострадательны к окружающим людям, не выделяют их, относятся ко всем ровно, не осуждают, по возможности, помогают.

 

Чтобы не происходило, они смотрят на жизнь как на опыт, который чему-то обучает. Даже в болезни видят положительные стороны, пытаясь понять организм и причины заболевания, а не пытаясь их подавить.

 

 

Раджастичный характер

 

​Раджастичные люди энергичны, но сжигают себя чрезмерной активностью. Обычно их ум пребывает в возбужденном состоянии, беспрестанно решая вопросы и задачки, прокручивая ситуации и так и эдак. Им редко удается побыть в покое.

 

У таких людей твердые убеждения, которые они с готовностью заявляют и отстаивают. Как правило они стремятся достичь власти над другими людьми, нередко не гнушаются никакими средствами. В решении проблем им часто не хватает терпения, кропотливости, поступательности и постоянства. Они не желают ни тратить времени, ни брать на себя ответственность за то, чтобы привести все в порядок. В своих трудностях они часто обвиняют других.

 

Люди с раджастичным характером способны достигать своих целей, и в основном сами контролируют свою жизнь. Однако они не осознают своих духовных задач. В своей неустанной погоне за счастьем и благополучием, они остаются во власти собственных желаний и эго. Если они теряют контроль над ситуацией, они сильно переживают и даже страдают от этого, часто обманывая не только других, но и себя, что «все под контролем». Даже достигнув своих целей, они обнаруживают, что этого мало, что они так   не обрели счастья.

 

 

Тамастический характер

 

Тамастический характер ума говорит о том, что у людей присутствуют глубокие психологические блоки и комплексы. Энергия и эмоции таких людей в основном подавлены и склонны к застою. Такие люди не понимают, и в общем-то не хотят понимать, в чем заключаются их проблемы. Они не стремятся ни к правильному лечению болезни, ни к поддержанию здоровья в целом. Нередко у них «хромает» гигиена, они плохо заботятся о себе и своем окружающем пространстве.

 

Обстоятельства своей жизни они воспринимают как нечто фатально предопределенное. Они не используют методы, которые могли бы хотя бы частично решить их проблемы. Они позволяют другим людям и негативным влияниям доминировать над собой. Они не любят брать ответственность на себя за происходящее с ними и свою жизнь. Они предпочитают скрывать свои трудности от других, и сами не пытаются справиться с ними, что только усугубляет проблемы.