МЕДИТАЦИЯ

Слово «медитация» происходит от латинского слова meditatum и означает «размышлять». Некоторые думают, что это выходит за рамки физического расслабления, поскольку активно задействует ум. Это не совсем так. В самом деле, во время медитации наше сознание задейстоввано самым активным образом, но не как обычно. Пребывая в медитации, мы одновременно находимся в состоянии расслабления, или, на мой взгляд, лучше подходит слово "разряженности", буд-то мы находимся в горах, где воздух спокоен и разряжен, и мы буд-то по волшебству, естественным образом погружаемся во внутреннюю тишину. Так вот, наравне с "разряженностью" и внутреним покоем, мы так же остаемся на уровне сознания бдительны, безоценочно наблюдательны, с ясным видением себя и ситуации. И всег этого мы достигаем, не выходя из комнаты, не перемещаясь в горы (по крайней мере физически)). Часто об этом говорят как о повышенном состоянии  осознанности. К нему стремятся, о нем проповедуют гуру множества учений. Самое важное, и, наверное, самое главное в этом для нас – добиться состояние внутреннего покоя, тишины и единения со своим внутренним «я».

​Однако мы не обязаны становиться йогами или буддистами для того, чтобы научиться медитировать и прибывать в гармоничном состоянии с собой и миром. Простые техники  медитации вполне в состоянии освоить каждый. И это одна из самых целительных терапий на свете. 

 

 

 

Медитация в Шавасане – обучающее искусство осознанного расслабления

​Хотя Шавасана, классическая поза глубокого расслабления, может оказаться простейшим упражнением, люди, достигшие высот в искусстве йоги, причисляют ее к числу самых трудных поз. Для большинства эта поза представляется как приятное воздаяние после тяжелой практики: в ней мы расслабляемся, иногда чувствуем вибрацию, иногда озарение, а иногда просто засыпаем. Но все таки Шавасана не поза для сна, иначе бы она не была столь сложной.

Шавасана – это способ сбросить старую кожу. У нас много шкур, слоев, мыслей, предубеждений, идей, воспоминаний и планов. Шавасана позволяет избавиться от них всех, с тем, чтобы увидеть, насколько сияющей, прекрасной, спокойной и осознанной может быть наша жизнь.

 

Шавасана несет с собой расслабление. Но бывает, что его не так-то просто добиться. Мешает напряжение. А оно происходит от неутомимого желание цепляться за жизнь. Оно соединяется с мириадами невидимых нитей, которые привязывают нас к знакомому миру, к знакомому «я», к знакомому окружению, в котором оно оперирует.

Эти нити связывают «я» с обществом, создавая наше чувство тождественности. Профессия, материальный статус, семейный статус, религиозный статус – тысячи нитей отождествления крепко привязывают нас жизни и прибивают к земле.

 

Шавасана использует специальные техники, чтобы появилась возможность разорвать эти сети. Она не приводит к свободе, как в медитации, но помогает освободиться от отождествления. Потерять тождественность – означает выяснить, кем мы не являемся.

В обычной жизни, как правило, мы перестаем себя отождествлять лишь в одном случае – смерти. Возможно, именно поэтому Шавасана так названа – «Поза трупа» (на санскрите слово «шава» означает «труп»). Потерять тождественность – символически означает «умереть для социума», разорвать связывающие нас нити с социумом.

 

При выполнении этой позы тело лежит на полу на спине в состоянии полного расслабления, а разум становится легким и восприимчивым. Глаза закрыты, руки расслабленно разведены в стороны – тело выглядит неподвижным, словно труп. Если поза гармонична и сбалансирована, вы чувствуете, что вы одновременно и присутствуете и бестелесны – только момент осознавания, без движения, без времени, без материи.

 

Воздействие этой асаны на тело и разум – от расслабления до полного самоотречения, смерти и даже посмертной жизни – невероятно. Важнейшим понятием, значение которого с опытом оказывается все шире, является слово «покой». Шавасана приносит человеку новое понимание смерти, необходимости расстаться с самим собой.

Если вы не хотите стать живым трупом, вам придется постичь смысл жизни. Если вы хотите быть деятельным участником этой жизни, а не просто прозябать в ожидании конца,

Следует признать динамическое равновесие и переплетение жизни и смерти – тот факт, что эти два явления постоянно пересекаются в направленном и сконцентрированном взаимодействии. Шавасана – прекрасно обучает нас этому пониманию.

Роскошь расслабления

Возможность и умение расслабляться в сегодняшнем мире считается роскошью. В то время как всего пять минут ежедневного выполнения Шавасаны приносит огромную пользу всему организму на всех его планах – физика, эмоции, ум, душа, дух.

 

Осознанное расслабление снимает напряженность и усталость в теле. Успокаивает и умиротворяет нервную систему, вызывает ощущение спокойствия и счастья. Тело лежит безмолвно и неподвижно, в то время как разум продолжает действовать, наблюдать и осознавать – но оставаясь безмятежным, отстраненным и созерцающим. В это время тело полностью расслабляется и избавляется от какого-либо напряжения. Организм полностью восстанавливает свои силы, и начинает самоисцеляться.

 

Когда разум движется вслед за потоком дыхания, беспокойные круги на озере мышления медленно исчезают. После продолжительной практики человек достигает все большей отрешенности чувств – они становятся неподвижными. Желания, эгоцентричность, чувство собственной важности – все это на какое-то время уходит прочь. Тем временем пребывающее в покое тело может заняться самоисцелением. Достаточно продолжительный отдых позволяет организму восстановить силы без вмешательства возбуждающих эмоций, хаотичного потока мыслей и честолюбивого разума. Это приносит глубочайшую пользу – физическую, умственную и эмоциональную. В таком состоянии мира, покоя и внутренней гармонии человек способен воспринять видение Света, предстающего перед нами в облике и жизни и смерти.

 

 

Расслабление – вероятно, важнейшее искусство работы со своим организмом. И в первую очередь это касается женского организма. Ведь любое напряжение в теле моментально сказывается на работе матки, которая контролирует все потоки энергии женского тела. Напрягается матка, и что-то в теле начинает работать не так.

 

Расслабляясь, мы имеем возможность прислушаться к сигналам нашего тела о нарушении внутреннего равновесия. В Шавасане мы обучаемся находить зоны ненужного напряжения и освобождать их. Затем этот метод мы можем применять в любой сфере нашей деятельности и жизни.

 

 

Шавасана – техника выполнения

Чтобы научиться осознанно расслабляться, нужна практика. Подберите теплое и тихое место, где вас никто не потревожит. В прохладную погоду приготовьте дополнительное одеяло, чтобы вы могли укрыться при необходимости.

​​

1. Лягте на спину на пол.

 

В этой позе тело должно ровно лежать на полу. Если вам неудобно держать голову ровно (голова откидывается назад или возникают болевые ощущения в шее, или в спине, позвоночнике), положите под голову и шею сложенное одеяло, достаточно толстое для того, чтобы лоб оказался чуть выше подбородка. Если, выпрямляя ноги, вы испытываете дискомфорт в спине, слегка согните колени и подложите под них подушку или сложенное одеяло, или положите голени на сиденье стула – это поможет вам расслабиться.

Спина должна удобно разместиться на полу.

 

Крайне важно обращать внимание в течении всего упражнения на положение головы, шеи и спины – это чрезвычайно важно. В спине, шее и голове не должно возникать напряжения.

 

2. Руки положите по сторонам от тела ладонями вверх. Разведите их немного в стороны, или отведите до уровня плеч, а затем позвольте им расслабиться. Руки должны стать вялыми, при этом пальцы естественным образом окажутся немного согнутыми.

 

3. Вытяните ноги (если необходимо, положите под колени сложенное одеяло). Пусть ноги свободно лягут на пол на равном расстоянии от центральной линии тела. Расслабьте пальцы ног и голеностопные суставы.  

 

4. Закройте глаза. Расслабьте губы и язык, мышцы вокруг рта, скулы и челюсти. Нижняя челюсть должна расслабленно провиснуть. Губы могут быть слегка приоткрыты, и могут растянуться в легкую непроизвольную улыбку.

 

5. Обратите внимание, расслабляется ли у вас лицо. Если вы не чувствуете расслабления лица, попробуйте это представить.

 

6. Почувствуйте, или представьте, как глаза немного погружаются в глазницы. Можно представить себе, как глаза словно погружаются в теплую прозрачную воду.

 

7. Снова вернитесь к телу – туловище, руки, ноги, и почувствуйте (или представьте) как тело словно тяжелеет и немного погружается в пол.

 

8. Лежа неподвижно, позвольте своему разуму следить за дыханием. Спокойно наблюдайте за минным течением вдохов и выдохов. Прислушайтесь к биению сердца. Каждый раз, когда мысли начинают «улетать» от вашего ощущения себя в данный момент, или когда разум начинает погружаться в мысли о прошлом или будущем, мягко возвращайте свое сознание к наблюдению за дыханием.

 

9. Оставайтесь в таком положении от пяти до пятнадцати минут, или дольше. Отбросьте мысли о прошлом – станьте «мертвым» для прошлого и освободите путь для нового.

 

 

Регулярное выполнение глубокого расслабления приносит ощущение прилива жизненных сил, возрождения, вдохновения и оптимизма.

 

Помимо прочего, глубокое расслабление считается формой подготовки к осознанной смерти. Свобода от страхов и нездоровых предрассудков, связанных со смертью физического тела, может помочь нам подготовиться к мистическому переходу от жизни к новой жизни.

 

 

 

 

Медитация «Поющая чаша»

Прекрасным спутником в медитации является поющая чаша.

По своей природе поющая чаша похожа на колокольчик. Они иногда и называются «стоячие колокольчики» из-за их чашеобразной формы. Поющие чаши, как правило, изготавливают из меди, олова или бронзы, с добавлением железа, свинца, ртути, серебра и золота. Говорят, что содержание различных металлов в чашах является источником многофонных обертонов.

Поющие чаши обычно используются в восточных практиках медитации и релаксации. Они используются во время буддийской медитации как средство для облегчения входа в глубокие медитативные состояния. Звук поющей чаши перед и во время медитации позволяет мозгу синхронизироваться со звуковыми частотами чаши и помогает сохранять концентрацию и расслабление.

 

Сегодня поющие чаши постепенно становятся популярными и на Западе. Они известны под различными названиями, такими как чаши для отдыха, молитвенные чаши, тибетские поющие чаши, гималайские чаши, буддийские чаши и рин-гонг, и дугими.

Чаша начинает петь, когда мастер ударяет по чаше специальным молоточком, либо при вращении специальной палочкой по краю чаши. Считается, что издаваемый звук обладает мощными целебными свойствами. Некоторые также считают, что поющие чаши создают звук «пустоты», который является музыкой Вселенной.

 

 

Звук – имеет самое сильное воздействие на природу. Благодаря вибрации звука мы можем войти в контакт с разными уровнями сознания – от сознания своего тела до высочайший уровней Вселенной. На протяжении веков шаманы, жрецы и целители всех традиций мира привлекали звук в помощники к другим лечебным средствам. Существуют песнопения, гимны, мантры, привлекающие дождь и успокаивающие ветер, защищающие и приумножающие богатство – все это определенный вид алхимии, работающий с вибрациями пространства.

Медитация «Поющая чаша» – это одна из высших форм общения с энергией пространства посредством звука, она выводит нас на вибрации высших планов сознания. Посредством нее мы будем настраивать свой сакральный центр на ритмы Вселенной, восстанавливать силы, заряжаться энергией.

Согласно древним тибетским учениям, поющие чаши появились еще во времена Будды. А в одном папирусе указывается, что поющие чаши можно проследить до 8 века до нашей эры, во времена, когда буддизм был распротсранен в Тибете.  

Тибетская культура утверждает, что поющие чаши пришли от шаманов Бон По, которые считались священными металлургами и могли создавать поющие чаши благодаря своему духовному пониманию металлов. Они создали чаши с уникальным звуком и вибрацией. К сожалению, с годами священный рецепт металлов был утерян.

Некоторые древние чаши считаются священными реликвиями. Утверждается, что одна такая чаша, принадлежала более раннему воплощению Будды и использовалась как чаша для подаяний. Он находится в монастыре Дрепунг, и говорят, что звук, излучаемый при ее использовании, является звуком его кармы.

 

 

Поющие чаши создают прекрасную музыку, которая вызывает глубокие медитативные и умиротворяющие состояния. Их часто используют в йоге, рейки, музыкальной и звуковой терапии. Богатая гармония, создаваемая поющими чашами, помогает сбалансировать чакры тела, устраняет стресс и способствует целостному исцелению.

Хотя точные причины целительского действия чаш до сих пор не изучена и еясна, исследователи полагают, что звуки чаши генерируют бета- и тета-волны и тем самым переводят мозг в состояние глубокого расслабления. Люди, принимающие участие в исследованиях говорят о снижении уровня напряжения, гнева, усталости и подавленного настроения. Участники в возрасте от 40 до 60 лет отмечают так же  уменьшение физической боли.

Так или иначе, но поющие чаши обладают удивительным лечебным эффектом и широко рекомендуются врачами, знакомыми с природными целительством. Вибрации, создаваемые поющей чашей, приносят пользу организму, уменьшая стресс, положительно влияя на нервную и иммунную системы, подавляя боль, борясь с депрессией и уравновешивая чакры.

В аюрведической медицине болезнь вызывается дисгармонией в теле. Поскольку материя – это энергия, которая постоянно вибрирует с разной скоростью, структуру любого вещества можно изменить, изменив скорость его вибрации. Тело и сознание также представляют собой вибрацию энергии. Они здоровы, когда они вибрируют в гармонии друг с другом. Мощные колебания звуковых волн поющих чаш приводят их волны к гармоничному, а хаос дисхармонии рассеивается.  

Когда вы слушаете звучание поющей чаши, звуковые вибрации синхронизируют работу правого и левого полушария мозга и способствуют излучению альфа- и тета-волн, резонирующих с вибрациями поющей чаши. Тета-мозговые волны необходимы для исцеления тела и разума. Они приводят в гармонию сознание и тело и помогают входить в глубокое медитативное состояние, сонастраиваться с вибрациями Вселенной и Природы, "включать" механизмы самоисцеления, получать интуитивные сообщения, заниматься как творческой так и исследовательской деятельностью.