Для того, чтобы оставаться молодым и здоровым не нужна какая-то определенная философия или мировоззрение. Тем не менее, философии различных цивилизаций мира, где сильно представлены такие направления, как профилактика и поддержание здоровья, продление молодости и долголетия, объединяют некоторые важные моменты. Такие философии вдохновляют на жизнь, причем жизнь осмысленную, имеющую определенное направление, имеющую предназначение для каждого человека. Все подобные течения дают людям взгляд на мир, приносящий любовь, гармонию, радость, вдохновение, жизнеутверждающую позицию в социуме. Так, в одном из трактатов аюрведической медицины есть указание о состоянии пациента, который для выздоровления должен иметь представление о природе жизни, которое делает его жизнь стоящей. В противном случае, пациенту будет сложно выздороветь и избавиться от болезни полностью.
Я хочу сказать о том, что вы можете быть любого вероисповедания, относить себя к любой мировой конфессии, включая атеизм, но по-настоящему здоровым вы можете себя чувствовать, лишь когда ваша жизнь наполнена смыслом, когда сама жизнь вдохновляет вас на жизнь, на желание быть здоровым и счастливым, молодым и сильным. И если вы чувствуете это в себе, независимо от вашего религиозного статуса, очевидно, вы на верном пути, который дарит вам радость жизни, а значит, вам будет не трудно сохранять и здоровье и молодость долгие-долгие годы.
Только, если вы, несчастливы, на душе "скребутся кошки", вы потеряли смысл своего существования, в этом случае, вам стоит начать поиск своей точки зрения на жизнь. Вы можете обрести это где угодно, я лишь предлагаю один из путей, который проверен тысячелетиями миллионами людей.
Этим философским направлением, является Философия Санкхьи, из которого берут свое начало десятки более мелких направлений, составляющих многообразную индийскую культуры и рядом с ней стоящие. На ней же основано Аюрведическая наука исцеления, в которую входит Расаяна – искусство и наука омоложения и долголетия. Я остановила свой выбор на Санхье, Аюрведе и Расаяне потому, что из всех современных учений они наиболее четко, последовательно и ясно, без лишней "воды", представляют стройную и логичную систему знаний, которая предлагает практичные шаги, препараты и инструменты, работающие в любом месте и времени, с человеком любого возраста, статуса, образования и возможностей. Эта система отличается от привычной западному человеку, но совсем немного погрузившись в нее, нельзя не оценить ее стройность и последовательность, доходящие до самых глубин или высот нашей жизни. С другой стороны, даже не разбираясь в ней, а только следуя рекомендациям аюрведических врачей, миллионы людей оценили ее исцеляющее воздействие, в основе которого лежит древняя жизнеутверждающая философия.
Санкхья (или Самкхья) – одна из старейших традиционных систем индийской философии. Она относительно просто и изысканно объясняет принципы и компоненты Творения и всего Существования – от физического, материального уровня до уровня наивысшего Сознания. «Сан» означает «истина», а «кхья» – «знать», то есть перед нами философия для понимания истинного знания.
В нашем привычном, западном образе существования, мы лишь изредка задаемся вопросами о своем происхождении, рождении мира, о душе и духовности. В то время как на Востоке, в Индийской культуре в частности, считается крайне важным для проживания счастливой и здоровой жизни знать такие вещи хотя бы на самом простейшем уровне. Более того, Аюрведа утверждает, что, только пытаясь познавать и разбираться в этих вещах, можно сохранять истинное здоровье, ясное сознание и жить счастливой жизнью.
Теория эволюции Санкхьи основана на 24 космических принципах (таттвах), которые объясняют все процессы во Вселенной – как проявленных физически, так и непроявленных в нашем мире, которые мы не можем ощутить своими пятью чувствами, но это не значит, что их не существует. Как говорится: «Незнание закона не освобождает от ответственности». Знание о них, еще лучше понимание, дают человеку ключи к наиболее гармоничной и счастливой жизни. Такая жизнь априори будет здоровой и счастливой, так как ее поток будет струиться в унисон с потоками Вселенной.
Прежде, чем говорить о 24 принципах мироздания, важно сказать о Пуруше, так как именно он является основой для всего Сущего
Пуруша – это Чистая Истина, или Чистое Сознание, Высший Разум, Свидетель Творения. Он является базой, или основой для всего Творения и для 24 принципов творения. При этом сам Пуруша превосходит все эти принципы, он находится за пределами пространства, вне времени, вне обстоятельств, не имеет ни качеств, ни форм, ни начала, ни окончания.
Внутри любого живого существа, а значит, внутри каждого из нас, находится наше высшее «я» (Атман), это наш безмолвный наблюдатель, наш свидетель.
Цель жизни каждого человека, и в этом нам помогает в числе прочего Аюрведа, соединить наше тело и ум (не сознание!) с Пурушей – с Чистой Истиной, Истинным источником счастья и благополучия.
Пуруша пребывает в постоянном познании и осознании себя – посредством Пракрити (Природы) – творческой потенции, силы, которая стоит за всем во Вселенной.
Пракрити – это первый принцип Творения.
Она – изначальная воля, изначальная материя и изначальная энергия, творческий потенциал и сила Вселенной.
Махат – Универсальный разум, или Разум Универсума.
В нем заключены все великие законы и принципы, которые управляют Жизнью во Вселенной.
В индивидуальном существе принцип Махата представлен Буддхи. Если Махат - это разум Вселенной, то Буддхи – это индивидуальный разум сознающего человека.
Он – наша внутренняя мудрость, которая помогает нам отличать правильное от неправильного, истинное от ложного, вечное от преходящего.
Ахамкара – Эго, это чувство «я есть».
Ахамкара, или Эго, никогда не является чем-то конкретно определенным и реальным. Важно понять, что Эго совершенно точно не представляет собой отдельную личность (или даже часть личности).
Ахамкара (Эго) представляет собой, скорее, процесс – постоянно сменяющие друг друга серии мысле-образов.
Это уникальная идея, которая создает людям иллюзию отделенности от Чистого Сознания (Пуруши).
Эго способствует возникновению и культивированию чувства одиночества, а следом за ним – чувство привязанности, которое является основной причиной страдания в мире.
Манас – это Ум.
Манна – это формулирующий принцип эмоций, ощущений и воображения.
Это инструмент, первоочередная задача которого соединять, или увязывать и организовывать, между собой впечатления, получаемые от органов чувств, с передачей команд соответствующим органам действия (о них ниже).
Манас возникает из саттвических и раджастических качеств Ахамкары (см. Гуны). Он обладает энергией озарения (Саттвой), которая действует посредством органов чувств, а также энергией действия (Раджасом), которая действует посредством органов движения/действия.
* * *
Описанные выше четыре универсальных принципа – Пракрити (Природа), Махат (и Буддхи) (Универсальный Разум), Ахамкара (Эго) и Манас (Ум) – составляют субъективный аспект Творения. Каждое живое существо обладает индивидуальной природой, индивидуальным интеллектом (разумом), индивидуальным эго и отличительными от других умом (восприятием ощущений, переживаниями и воображением).
Пять Элементов Природы составляют разные виды энергии, и являются основой всей материи.
5. Эфир – представляет собой энергию пространства
6. Воздух – олицетворяет энергию движения
7. Огонь – олицетворение света, лучистой энергии
8. Вода – проявление энергии текучести и связи
9. Земля – энергия формообразования
Каждый орган чувств соответствует одному из Великих Элементов
10. Уши – восприятие звука – Эфир
11. Кожа – восприятие прикосновений – Воздух
12. Глаза – восприятие формы и цвета – Огонь
13. Язык – восприятие вкуса – Вода
14. Нос – восприятие запахов – Земля
Пять органов действия также как и органы восприятия связаны и соответствуют одному из Великих Элементов.
15. Рот – возможность речи – Эфир
16. Руки – возможность брать, захватывать – Воздух
17. Ноги – возможность перемещения – Огонь
18. Гениталии, репродуктивные органы – возможность деторождения – Вода
19. Органы выделения – возможность выделения – Земля
Это пять чувств, которые позволяют нам соединять пять органов чувств с объектами чувств. Они представляют собой тонкие формы пяти Элементов: эфира, воздуха, огня, воды, земли.
20. Звук – Эфир
21. Тактильность – Воздух
22. Зрение – Огонь
23. Вкус – Вода
24. Обоняние – Земля