Медитация в Йоге и Аюрведе

 

Перевод статьи Dr David Frawley (Dr David Frawley (Pandit Vamadeva Shastri)

Meditation in Yoga and Ayurveda

с сайта

American Institute of Vedic Studies

Перевод публикуется с любезного разрешения автора.

 

 

 

Медитация – ключевая практика традиционной Йоги и первичный фактор подлинного аюрведического образа жизни. Мантра – его основа.

 

Медитация идет к самому корню нашего сознания и праны, соединяя нас с высшим Я и сонастраивая с исцеляющими силами Самосознающей вселенной. Если мы не медитируем ежедневно, мы теряем связь с целостностью жизни или своей истинной природой. Наше внимание и жизненная сила рассеиваются и теряются во внешнем мире.

 

 

Медитация в Йога-Сутрах

 

Йога в Йога-Сутрах определяется как мастерство или овладение, молчание и спокойствие (ниродха) ума (читта). Это то, что позволяет нам вернуться к нашей истинной природе, Видящему, или Пуруше, за пределами ума. Это также является определением Самадхи, или сознания единения, которое является целью Йоги. Другими словами, Йога – это, прежде всего, глубокая медитация. Самый простой способ определить это йогическое мастерство ума состоит в развитии отстраненности (вайрагьи) от тела и ума, и от качеств (гун) внешнего мира.

 

Три внутренних ступеней восьми ступенчатой Йоги – это дхарана, дхьяна и самадхи, или концентрация, медитация и погруженность. Вместе эти три ступени образуют самьяму, или глубокое йогическое осознание, которое является основой возможностей и прозрений практики Йоги, как определено в третьей Вибхути Паде сутр. В то время как Йога Суры содержать только две Сутры, относящиеся к асане, большинство Сутр относятся к этим сокровенным моментам медитации, самадхи и самьяме, которые являются основой йогической Самореализации.

 

Йогическая медитация опирается, прежде всего, на принятие позиции свидетеля (Сакши-бхава), которая означает привести в соответствие наше внутреннее осознание с нашим внутренним Я и Созерцателем. Мы учимся наблюдать за движениями тела, чувств и ума из области безмолвного наблюдения и внутреннего света. Это дарует непривязанность, отстраненность и проницательность, которые удаляют из ума негативные кармические паттерны. Чего бы мы ни наблюдали с точки зрения более высокого осознания, мы обретаем свободу и можем исцеляться на глубоком уровне. Наблюдение за эмоциями трансформирует их, без всяких попыток их выразить или подавить.

 

 

За пределы ума – к Самосознанию

Сегодня медитацию часто связывают с идеей внимательности, которая предполагает умственную активность. Однако йогическая медитация придает особое значение осознанию ума, что требует взращивания разума и сознания за пределами обычного ума и чувств. Многое из того, что мы называем умом, на самом деле бессознательное или подсознательное, оно не осознается по-настоящему, но часто обусловлено негативным образом. Например, оно включает в себя большую часть наших воспоминаний и эмоций. Этот низший аспект ума должен быть преобразован высшим сознанием. В противном случае мы так и остаемся в ловушке его кармического диктата.

Йогическая медитация – это внутренний поиск нашего внутреннего бессмертного Я (Атмана или Пуруши), а не просто исследование ума. Она включает в себя систематический процесс самоанализа, исследования Себя и изучения Себя, обращая наше сознание внутрь. Это основа Джняна-Йоги, или Йоги знания, как она определяется в Веданте. В то же время не менее важны религиозные формы Йогической медитации, в которых подчеркивается сдача Божественному (Ишвара Пранидхана), в том числе через различные формы божества, как в Бхакти Йоге, Йоге Преданности.

 

 

Мантра медитация

 

Центральное место в Йоге и Аюрведе занимает использование мантр. В Йога Сутрах мантра ОМ (Пранава) является формой Ишвары, Божества, как изначального учителя Йоги, или Ади Гуру Йоги. Через ОМ мы можем достичь Ишвары и силы Йоги. Также ОМ, как первичный звук, связан со всей традицией Ведических мантр, начиная с односложных биджа-мантр, включая Шакти-мантры, такие как Хрим, и распространяясь на мантрические молитвы Ведических риши (сукты), таких как знаменитая Гаятри-мантра Божеству Савита, как Солнечная сила просветления.

 

В Йоге, Аюрведе и Ведической астрологии существуют методики подбора мантр для  индивидуальных состояний дош, гун и кармы. Существуют специальные мантры, которым обучают разные гуру и различные традиции Йоги для определенных садхан (духовных практик). Не существует единого формата для всех мантр, они адаптируются под конкретного человека. Чтобы определить подходящую мантру для человека, необходимо некоторое его исследование.

Аюрведа, как и Йога произошла из традиции Риши Вед и великих йогов, таких как Васиштха, Вамадева, Яджнавалкья и Агастья. Тогда как Шри Кришна является формой аватара Вишну для Йоги, Господь Дханвантари является формой аватара для Аюрведы. Господь Шива является Господом Йоги на уровне божества, а также совершенным врачом в древней Ригведе. Богиня (Дэви) во всех своих формах является Йога-Шакти, или энергией Йоги, которая, прежде всего, является энергией медитации. Такие связи с божествами могут принести большую пользу для наших медитативных практик.

 

 

Аюрведическая мантра и Медитативная терапия

 

Аюрведа использует Йогу, как в «Йога-Сутрах», как часть своей терапии Саттваваджайи, второй из трех основных терапий, наряду с балансировкой дош и исправлением нашей кармы. Саттваваджайя напрвлена на увеличение саттва-гуны, качество баланса в нашем сознании. В Аюрведе раджас и тамас, качества беспокойства и инертности, считаются дошами, или факторами расстройства на уровне ума. Увеличение саттвы с помощью практик Йоги является основным моментом Аюрведической психологии и лечения ума, для которого основной терапией является медитация. Безмолвный медитативный ум по своей природе обладает способностью себя исцелять. Мантра позволяет нам создавать в уме саттву.

Чтобы добиться успеха в медитации, мы должны стремиться вести медитативную жизнь. Она определяется сообразно Яме и Нияме йогической философии, Аюрведическому образу жизни, соответствующему нашей аюрведической конституции и жизненному циклу, и в целом саттвичному образу жизни.

 

Правильная диета, правильная физическая нагрузка, пранаяма (дыхательные упражнения), правильные чувства и следование высшим ценностям в нашем поведении – это неотъемлемая часть для создания базы в нашей повседневной жизни, чтобы медитация стала действительно эффективной. Такая дхармическая жизнь (жизнь, исполненная предназначения и смысла), почитающая всю жизнь как священную, становится правильной поведенческой медициной, помогающей нам овладеть и превзойти ум и его беспокойство, в то время как глубокая медитация является ее основной практикой.

Обязательно медитируйте, желательно рано утром и на ночь перед сном, чтобы поддерживать осознание нашего истинного Я в течении всего дня. Вы можете вопрошать «Кто Я?», выполнять мантру вместе с дыханием, например, «Со Хам», созерцать форму божества или великого учителя, или что-то еще, что работает для вас, но вы должны медитировать ежедневно, для того, чтобы поддерживать дхармическую жизнь и внутренний покой и счастье.