Принципы восточной медицины и философии в современной психологии
Основные принципы построения философии, а точнее, мировоззрения, всех древних цивилизаций основываются на понятии того, что человек и мир вокруг него едины. Помогая себе, человек помогает и другим, изменяя себя, изменяет свое окружение, и наоборот — улучшая или ухудшая внешнюю среду, он улучшает или отравляет жизнь себе. Из этого фундаментального представления вытекают в различных странах остальные принципы.
В психологии этот основополагающийпринцип применяется очень просто: "Хочешь изменить свое окружение — начни с себя". Идея такая: если человек уверен в себе, спокоен, уравновешен и постоянно пребывает в хорошем расположении духа, его не задевают никакие грязные выходки. И в конце концов, люди, ведущие себя подобным образом с ним, либо покидают его поле деятельности, либо сами улучшаются под его пассивным влиянием. Если же вы нервничаете при встрече с такими людьми, вы лишний раз провоцируете их на новые действия, и сами еще больше раздражаетесь. Можно рассматривать именно эту проблему еще глубже, но мы пойдем дальше, возвращаясь к нашей теме.
Принципы китайской философии и медицины
правило равновесия процессов Инь-Ян в природе и в здоровом человеческом организме;
принцип У-Син — принцип Пяти элементов;
теория о жизненной энергии Ци, циклично протекающей в организме;
биологические ритмы организма, которым все больше и больше придается значения и в современной медицине;
теория меридианов. Она вызывает основное недоверие даже у врачей, работающих по ней (например, иглотерапевтов или массажистов) поскольку до сих пор не удалось найти им современного объяснения. Однако врачи, исследующие эту теорию, говорят о том, что благодаря именно ей разработаны основные законы иглотерапии;
теория пяти органов.
Равновесие инь и ян
В концепции Инь-Ян включены двапротивоположных, взаимозависимых и взаимообусловленных начала всех явлений природы. Согласно правилу Инь-Ян все существующие в природе предметы и явления имеют два начала: Инь и Ян. Отношения между ними составляют основной закон существования мира.
Так свет и тьма, неосязаемость и телесность, пустое и полное, возбуждение и торможение, верх и низ, правое и левое и т.д. выражают единство и борьбу двух начал. Они находятся в непрерывном движении относительно друг друга, постоянно изменяются и развиваются, дополняя друг друга.
Основные противоположные свойства Инь и Ян символизируют воду и огонь. То есть Инь по своим свойствам подобен воде, обладая следующими признаками: холодное, направленное вниз и внутрь, тусклое, полное и т.п. Ян — подобен огню, с признаками: горячее, направленное вверх и наружу, светлое, пустое и т.п. Все, что обладает покоем, холодное, расположенное внутри и внизу, тусклое, слабое, плотное, медленное принадлежит к природе Инь. Все, что имеет противоположные характеристики — подвижное, горячее, расположенное внешне и вверху, сильное, полое, быстрое — принадлежит к Ян. Часто также говорят о том, что к Инь относится женское начало, а к Ян — мужское. Каждая из противоположностей развивается как внутри себя, так и, при определенных условиях, может меняться на обратную ей. Каждый день мы видим, как день переходит в ночь, зима в лето, возбуждение в торможение и т.д.
Ослабление Инь или Ян — это затрата, убывание, убавление. Усиление Инь или Ян - приобретение, нарастание. Инь и Ян непрерывно колеблются. Если преобладает одна сторона, то обязательно ослабевает другая. Усиление или ослабление одной из них оказывает неизбежное влияние на другую. При нормальных условиях между этими противоположностями поддерживается относительное равновесие (гармония). В патологических условиях возникает преобладание Инь или Ян.
Приведем простой пример. Человек много ест и мало двигается. Соответственно, он накапливает Инь (наполнение плотной пищей) и почти не тратит Ян (активная деятельность организма — это Ян). У него происходит переизбыток Инь и угнетение Ян. С точки зрения восточной медицины и теории Инь-Ян ему можно посоветовать: увеличить ян-пищу, увеличить движение (ян-процессы) или голодание (грубо говоря, ограничить Инь).
Другой пример. Сегодня часто жалуются на переизбыток информации: телевидение, радио, журналы, интернет. Это тоже угнетение Ян Инем. Ведь что происходит: Вы сидите за компьютером или телевизором, приобретаете информационную пищу, то одну, то другую — она не успевает усваиваться . Кстати, с точки зрения правила Инь-Ян вдвойне вредно есть перед компьютером или ТВ, а также за чтением, так как Вы удваиваете Инь-процессы в организме. В этом случает правило порекомендует нам опять движения (Ян-процесс), меньше есть (ограничить Инь-процесс).
В древневосточной философии правило Инь-Ян лежит в основе всех представлений о мире, во всех процессах, протекающих в природе и в организме человека
.
Предыдущие примеры в первую очередь показывают действие правила Инь- Ян в физиологии человека. Однако есть и убедительные простые примеры того, как концепция Инь-Ян объясняет тесную связь физиологией организма с его психологией. С точки зрения этого правила физическое тело человека олицетворяется Инь, в то время как дух, душа или психика олицетворяется Ян. Первый пример: Инь подавляет Ян. Современный спорт. Спортсмены, которые бездумно развивают только физические данные (быстрый бег, точный удар, сильный бросок и т.д.) к сожалению, чаще, чем хотелось бы, становятся жертвами своих тренировок. Они накачивают мышечную массу (Инь), не достаточно расслабляются, следовательно, энергия этих усилий не успевает усваиваться (пассивный Ян-процесс), в результате, переломы, растяжения, порванные связки.
Другой пример: Ян угнетает Инь. Эффект "ботаника". Так же привычным примером является заболевание современного человека различного рода депрессиями. Эта болезнь великолепно лечится концепцией Инь-Ян. Постоянные негативные мысли угнетают человека. Пропадает желание что-либо делать. Как правило, хочется лежать и ничего не делать вообще. Гимнастика и обливание холодной водой (активнейший Ян-процесс, так как сильно бодрит и тонизирует все тело) — лучшее лекарство от депрессии.
Принцип У-Син — принцип пяти элементов
Согласно концепции У-Син представление об окружающем мире отождествлялось с представлениями о пяти стихиях (ветер, жара, влажность, сухость, холод) и пяти первоэлементах (дерево, огонь, земля, металл, вода). Все явления природы укладываются в представление о пяти первоначалах. В окружающем мире (макрокосмос) человек является миром в миниатюре (микрокосмос). Он тоже состоит из пяти первоэлементов и, как и все живое, подчиняется общим законам природы, воздействию "пяти стихий". Первоэлементы представляют собой как бы символы основных составляющих мира и вместе с тем движения: дерево — возрождение и рост, огонь — наивысшее развитие, максимальная активность, металл — начинающий упадок, вода — минимальная активность, пассивная сила, земля — центр циклических изменений.
Между всеми пятью первоначалами существуют неразрывные связи - взаимостимуляция и взаимоугнетение, которые и определяют их непрерывное движение и изменение (У — пять, Син — движение). Стимуляция — это развитие, возрастание, угнетение — ограничение, уменьшение. Последовательность взаимостимуляции первоэлементов такова: дерево порождает огонь, огонь — землю, земля — металл, металл — воду, вода — порождает дерево.
В сложной естественной взаимосвязи между предметами и явлениями обязательно должны быть как стимулирующие так и ограничивающие связи. Без стимуляции не было бы развития, а развитие и рост без ограничения, могли бы оказаться вредоносными. Например, дерево стимулирует огонь и вместе с тем угнетает землю, а земля в свою очередь стимулирует металл и угнетает воду. Благодаря этим двум воздействием поддерживается необходимое равновесие (в том числе равновесие в организме человека), обеспечивающее нормальное развитие предметов и явлений - гармонию.
В древневосточной философии концепция У-Син применялась как для классификации различных явлений природы, так и органов, тканей и эмоций человека. См. рис.
В соответствии с этой концепцией объясняются отношения между здоровой физиологией и патологией человеческого организма, между органами и внешней средой. Это составляет основу клинической практики врачей традиционной восточной медицины. А мы попытаемся установить эти отношения и с точки зрения психологии.
Возьмем ту же депрессию. Что такое депрессия с точки зрения концепции У-Син? (См. рисунок.) Это тоска — Металл. Тоска так же ассоциируется с увяданием, осенью, сухостью, белым цветом, острой едой. Не случайно, весной и летом депрессия приходит намного реже. Дальше надо выяснить, избыток или недостаток тоски вызывает депрессию. Очевидно, что осенью тоску вызывает переизбыток влажности и холодного ветра. Значит надо ограничить проявление Металла и то, что стимулирует его проявление - Земля. Следовательно, надо понизить влажность — следить за тем, что бы одежда и обувь были всегда сухими, сократить пряную пищу и меньше думать (имеются в виду навязчивые мысли, типа самокопания).
Другой пример: постоянные приступы раздражения и злости. В первую очередь надо выяснить, чем они вызваны. Возможно, болезнью, возможно, накопившейся усталостью, возможно, постоянными мыслями о сложившейся ситуации. В первом случае надо лечить болезнь. Со вторым и с третьим будем разбираться. Раздражение, гнев — это Дерево. Гнев, порожденной усталостью, значит, Водой (исчезновение всякой деятельности). В этом случае надо поесть что-то сладкое или пряное, надеть желтое или белое, подумать о хорошем или выспаться. Если гнев вызван ситуацией, мысли о которой постоянно нас заботят, значит, раздражение вызывает, скорее всего, Земля. Следовательно, нам необходимо уменьшить именно ее влияние. Нам поможет что-то горькое или острое, сухое и радостное