Растения для восстановления и поддержания гармонии пяти пран

 

 

Прана в переводе с санскрита означает "дыхание" – это жизненная энергия, рассматриваемая индийскими мыслителями как основная функция жизнедеятельности любого существа.

 

Согласно древнеиндийским представлениям, прана в теле человека является микрокосмическим аналогом ветра – царя вселенной («Ригведа»). Так, в «Атхарваведе» возвеличивается прана – дыхание, которое было и есть и на котором основано все.

 

 

 

Уже в древних Упанишадах различаются пять пран:

 

  • прана – дыхание в собственном смысле, вдох и выдох;

  • удана – дыхание, идущее вверх и локализуемое в горле;

  • вьяна – дыхание, разлитое по всему телу и локализуемое между первыми двумя, которое поддерживает жизнь между вдохом и выдохом;

  • самана – общее или "срединное" дыхание, локализуемое в области пупа и соотносимое с пищеварением;

  • апана – дыхание, идущее вниз.

 

 

Человек, который умеет собирать прану и контролировать ее, обладает сильной жизненной энергией, любознательностью, энтузиазмом, жизнелюбием. Такой человек умеет контролировать свои чувства и подчинить свои жизненные потребности высшей воле и собственному духовному устремлению.
Сильная жизнестойкость сказывается положительным образом и на здоровье, поскольку она сообщает физическому телу необходимое количество энергии.
Чудесному искусству управления праной обучает древнейшая йогическая практика ПРАНАЯМА. Однако, к ней невозможно подступиться просто пожелав. Прежде придется освоить предшествующие ей такие практики йоги как яма, нияма и асана.

 

Тем не менее, поддержка правильного движения пяти пран в организме является основой исцеления многих заболеваний на тонком энергетическом уровне. Поэтому аюрведические врачи придумали, каким образом человек любого уровня знаний мог бы способствовать здоровой циркуляции праны в своем теле.

 

Наряду с медитацией и пранаямой, многие растения являются отличным средством для гармонизации пяти пран. Некоторые из них нам хорошо известны, часто мы применяем их в виде специй или лечебных отваров, другие – известны лишь поклонникам аюрведы, так как они растут только в тропической климатической зоне:

 

 

ПРАНА

 

Потогонные растения, увеличивающие силу нашего дыхания, избавляют от слизи, стимулируют работу мозга и чувств и улучшают аппетит:

корица, шалфей, аир, мята, чабрец, туласи (базилик священный), эвкалипт, эфедра, чеснок, перец пиппали.

 

УДАНА

 

В основном это растения-специи и растения с вяжущим вкусом, избавляющие от кашля, увеличивающие жизнестойкость и укрепляющие иммунную систему:

аир, ягоды лаврового дерева, девясил, лобелия, туласи, харитаки, перечная мята, коровяк, мать-и-мачеха, лакричник (солодковый корень).

 

ВЬЯНА

 

Растения, способствующие циркуляции вьяны в сердце, крови и костно-мышечной системе:

корица, ниргунди, арджуна, девясил, гуггул, шафран, куркума, гудучи, сибирский женьшень, дягиль.

 

САМАНА

 

Растения, способствующие пищеварению и впитыванию саманы через тонкую кишку:

кардамон, фенхель, имбирь, корица, горчица, тмин, базилик, черный перец, мускатный орех.

 

АПАНА

 

Растения, обладающие легким слабительным действием и очищающие направленные вниз каналы тела, помогают проникновению праны через толстую кишку:

трифала, харитаки, семена льна, касторовое масло, мякоть алоэ, асафетида.

 

 

По материалам книги С.М. Неаполитанского "Аюрведа на каждый день"