АЮРВЕДИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Ведическая культура сравнивает западное общество с людьми, которые садятся за руль автомобиля, не умея водить и не зная правил дорожного движения, при этом выезжающих не просто на проезжую часть, а на скоростную трассу с приличным трафиком, что буквально равносильно самоубийству. Но мы никогда не задумываемся об этом и несемся в пропасть, кто на полном ходу, а кто помедленнее.

 

 

 

Основу Аюрведической терапии в целом составляет профилактика здоровья и поддержания счастливого образа жизни. Для этого Ведическая культура применяет все доступные ей средства – медицину (Аюрведу), астрологию (Джьйотиш), архитектуру, с позиции обеспечения человеку максимальных возможностей для  обеспечения здоровья (Васту), философию (Веданта), науку о развитии психических способностей (Йогу), такие вспомогательные дисциплины как кристаллотерапию, ароматерапии и, конечно, психологию (Саттвавиджайю).

 

Сегодня, большинство людей, которые так или иначе соприкасаются с Аюрведической психологией в основном знают ее только по Аюрведе (ведической медицине), где главным аспектом является, лечение физического здоровья. И хотя на приеме у аюрведического врача обязательно спросят о вашем психологическом состоянии, уровне стресса и даже о детстве, а для поддержания нервной системы и душевных сил предложат массаж, йогу и медитацию, тем не менее, основное внимание врача направлено на лечение и профилактику физического состояния. И мало, кто знаком с более глубоким психологическим аспектом Ведического знания и Аюрведы – Аюрведической психологией и психотерапией  – Саттва виджайей, которая сконцентрирована на психическом и психологическом здоровье. 

 

Главное отличие Аюрведической псиологии от Западной состоит в охвате областей жизни, которые она затрагивает на своих сеансах. Это касается буквально всех сфер жизнедеятельности человека, начиная с образа жизни и диеты, включая работу, карьеру, творчество и самовыражение, взаимоотношения на всех уровнях (семья, родственники, дети, друзья, соседи, коллеги, партнеры и прочее), семейные вопросы и вопросы воспитания детей, работа и финансы, а также духовную сферу жизни – природу сознания, ума, духа, эмоций и переживаний, «Я», кармы, смерти и перерождения и другие. Она изучает не просто причины болезней, закопанные где-то в прошлом, но также тонкие причины болезней и негармоничных психических состояний, которые затем предлагает устранить специальными техниками самопознания и самосовершенствования. В ее сферу входит передача основ духовного знания и обучение таким практикам как йога, медитация, пранаяма, мантра, молитва и другим техникам, способствующим раскрытию сознания и достижения самореализации. 

 

Аюрведический психолог, так же как и аюрведический врач обязательно поинтересуется вашим здоровьем, режимом дня и питания, вашими физическими недомоганиями, но его основное внимание будет направлено на ваше психическое и душевное благополучие. Главная цель Аюрведической психотерапии заключается в полном ментальном, душевном и духовном исцелении человека.

 

Однако, человеческий организм – это единое целое, его нельзя разделить на психическую и физиологическую составляющую. Ведическая наука заявляет однозначно: невозможно быть счастливым не имея хорошего здоровья. И аюрведический врач, и ведический психолог знают, какое огромное влияние на психологическое состояние организма оказывает состояние тела, и наоборот – здоровая психика, здоровая нервная система и здоровая душа – помогают поддерживать организм в идеальном состоянии. Что называется: «В здоровом теле – здоровый дух». 

 

Таким образом, Аюрведа и Аюрведиедическая психотерапия идут рука об руку и представляют собой две ветви одного дерева – здоровя человека. Только одна больше сконцентрирована на лечении физических болезней, а вторая – на лечении психики и души. Со своей стороны ведический психолог, или психотерапевт, направляет свои главные усилия на проведение психотерапии, образование и жизненное руководство, но также на некоторые аспекты лечения в смысле поддержания здорового образа жизни, которая является неотъемлемой частью экосистемы всего человека.

 

Аюрведический подход требует огромных знаний и жизненного опыта, так как он обеспечивает интеграцию всех ведических дисциплин,  начиная с Аюрведы (медицина), Йоги (искусство просветления) и Веданты (философия), включающие принципы здорового образа жизни в целом, диету и мировоззрение (влияющее на мысли и переживания и мироощущение человека), и заканчивая такими дисциплинами как  Джйотиш (Ведическая астрология), Васту  (Ведическая архитектура), кристалло-терапию, ароматерапию и другие, котрые помогают в лечении, профилактики здоровья и в решении и предотвращении многий жизненных проблем. Большинство из этих дисциплин ведический специалист должен знать досконально, и продолжать свое обучение на протяжении всей жизни, включая исследование собственного организма и сознания, а значит, неуклонно следовать всему, чему он обучает, и руководствоваться методами исцеления не просто, следуя учебнику, а проверенным, проанализированным и подтвержденным собственным опытом.

 

Аюрведическое консультирование рассматривает и раскрывает грамотное  отношение человека ко всей жизни, применяя ведическую психологию Йоги и принципы Аюрведы, как исцеляющих и профилоктических мер, так и высших направлений самопознания и самореализации. Своими методами исцеления – и тела и духа – оно выбирает древнейшие, красивые и действующие на всех планах существования пути, такие как йога-терапия, пранаяма, мантра и звуко-терапия, медитация, ароматерапия и другие. Все это приводит к восстановлению внутренней гармонии, баланса, ясности, открытости, искреннего общения, удовлетворению и внутреннему спокойствию. Это также помогает раскрывать внутренние ресурсы, сердце и разум, развивать осознанность, познавать себя и мир, продвигаться по пути самореализации.

 

Следуя принципам Аюрведического исцеления, фактический невозможно обойти стороной вопрос долголетия и омоложения, так как продление здоровья и долголетия, а также продление и сохранение молодости, являются неотъемлемой частью аюрведической медицины. Расаяна – искусство восстановление и продления молодости – это один из важнейших методов Аюрведы, наравне с диета-терапией, йогой и траволечением. Причем важное место в нем отведено именно психотерапевтическим практикам, которые являются краеугольным камнем в сохранении молодости именно на ментальном уровне, за которым следуют тонкие планы нашего тела, и только затем – более грубые, физические структуры тела.

 

 

Отдельно хочется сказать об ароматерапии и аромапсихологии. В Аюрведе и Ведической культуре ароматы играют большую роль. Впрочем, вероятно, как во всех мировых культурах. В давние времена люди воспринимали себя частью единой экосистемы планеты и общались на равных с миром животных, растений и минералов, как с людьми. Эти миры не просто соприкасаются, но помогают и поддерживают друг друга. Каждый дополняет другого тем лучшим, что есть у него. Мир растений всегда являлся проводником в другие слои планеты и даже вселенной, а также лекарем на все случаи жизни. Все мировые традиции врачевания и исцеления прибегают к древним снадобьям из растений своего края. Надо сказать, что Аюрведа преуспела в их систематизации и скрупулезной рецептуре больше других. Она насчитывает сотни, если не тысячи лекарственных травяных составов буквально для любой жизненной ситуации.

 

Со своей стороны дым, курения, ароматы – также всегда считались проявлением силы и духа растений. Ими тоже всегда и лечили, и решали многие вопросы, на сегодняшний день кажущиеся нам немыслимыми, невероятными или волшебными. Масло и эфирное масло считается квинтэссенцией всего прекрасного, что заложено в растении, это сок растения – его кровь, его жизненные соки, его душа. В масло и аромат переходят все целебные качества растений. Проникая в человека через аромат, воздействуя таким образом на нервную и эндокринную системы, а через них и на все тело человека, происходит исцеление человека сначала на тонком плане, а затем и на физическом. 

 

Это невероятно красивый и одновременно мощный терапевтический инструмент. Ароматы помогают как в работе врача, сопровождая многие лечебные процедуры, так и в психологической практике. Удивительно тонкое проникновение аромата способствует гармонизации многих психических и душевных состояний – возвращает сон, укрепляет нервную систему, рассеивает стрессы, страхи, усталость, помогает при депрессиях, при зависимых состояниях, вдохновляет, поднимает настроение и еще многое другое. Лично для меня это незаменимый инструмент и огромное подспорье в работе с людьми, в помощи решения их вопросов как во время терапевтических сеансов, так и вне их. 

 

* * *

Многие Аюрведические специалисты полагают, что возрождение Саттвавиджайа чикитсы и стародавних, но проверенных тысячелетиями способов лечения поможет устранить те болезни, с которыми не может справиться современная общество и медицина. Современному обществу и медицине не хватает понимания и знания о теле и мире вокруг нас не только как о материальной грубой реальности, но также как о живой, одухотворенной и пронизанной сознанием субстанции. Важно, чтобы люди старались максимально развивать понимание своего тела, ума, чувств, сознания и духа, чтобы раскрывать свой потенциал, чтобы максимально чувствовать мир вокруг, чтобы взаимодействовать с этим миром, создавать что-то прекрасное общими усилиями. Таким обоазом ведическая психология занимается не только решением насущных психологических проблем и вопросов, но и помогает раскрывать сознание, дает новое видение мира, обучает инструментам того, как строить свою жизнь в единении с мирозданием. Если же мы дополним эти сеансы и обучение помощью растений в виде прекрасных ароматов, мы ускорим, расширим, углубим свои возможностив  несколько раз, так как натуральные ароматы – это распахивающиеся двери нашего мозга, созннаия и нашего сердца.