Прана за пределами дыхания и жизнь за пределами смерти

 

 

Перевод статьи Dr David Frawley (Dr David Frawley (Pandit Vamadeva Shastri)

Prana Beyond the Breath and Life Beyond Death

с сайта

American Institute of Vedic Studies

Перевод публикуется с любезного разрешения автора.

 

 

 

Прана – это не дыхание, хотя она тесно связана с дыханием на физическом уровне. Многие люди определяют прану как дыхание или называют ее дыханием. Это может помочь нам подойти к обширной теме праны, но должно вводить в заблуждение, нам не следует воспринимать как дыхание буквально.

 

В этой статье мы рассмотрим, что такое прана на различных уровнях, ее связь с дыханием и ее энергию за пределами дыхания, включая различные практики пранаямы. Дыхательные практики пранаямы могут помочь нам соединиться с праной не только снаружи, но и внутренне, в том числе привести нас к высшей пране, состоянию отсутствия дыхания.

Вообще говоря, прана – это наша жизненная энергия, которая управляет телом и умом, и которая имеет не только физический, но также ментальный и духовный аспекты. Таким образом, здесь мы будем называть праной нашу витальную, или жизненную энергию. При этом будем иметь в виду, что это более обширная жизненная энергия в мире природы, и в частности, наша собственная жизненная энергия, как индивидуальных существ, которая также распространяется на перевоплощающуюся душу.

 

 

Прана и дыхание

 

Сначала давайте рассмотрим роль дыхания по отношению к пране. Дыхание служит для поддержания праны, или жизненной силы в нашем теле и для его питания. Это очень похоже на то, как пища необходима для развития и питания тканей тела. Дыхание также поддерживает физическое тело, и это главная функция праны.

 

Прана поступает из различных внешних источников, начиная с воздуха, поступающего в легкие, посредством дыхания. Это дыхательное действие – это главная и самая необходимая жизненная функция, которая у нас есть. Если человек не в состоянии дышать, жизнь не может поддерживаться долго.

 

Мы получаем праническую жизненную энергию из различных каналов, точнее, отверстий на голове. К этим каналам относятся: глаза, уши, ноздри и рот. Воздух поступает через ноздри, через глаза и уши поступают ощущения, пища, напитки и воздух – через рот.

 

Ум также связан с этими чувствами и несет жизненную энергию слов, эмоций и мыслей, в том числе благодаря общению с людьми на ментальном уровне. Дыхание также заряжает чувства и ум и способствует пищеварению. Мы также получаем жизненную энергию через чувство осязания и кожу, которая покрывает все тело. Непосредственно дыхание – лишь одна из частей процесса, хотя и центральная по своей функции.

 

 

Прана и Агни

 

Человеческое тело построено вокруг пищеварительного Огня – Джатхарагни – расположенного в области пупка, который извлекает прану из пищи и напитков. Это своего рода материальный огонь, который переваривает элементы земли и воды. В легких и области сердца существует второй – газовый, или пранический огонь, который переваривает и извлекает прану из воздуха, которым мы дышим. Этот огонь называется Пранагни, или Агни Праны (Огонь Праны).

 

Эта прана запитывается от наших внешних пранических поступлений и переваренной праной из воздуха, осуществляет всю нашу жизнедеятельность, в том числе через четыре другие праны: Удана и Апана – восходящее и нисходящее движение жизненной энергии, Самана и Вьяна – движение сжатия и расширения жизненной энергии.

                         

Кроме того, внешние физические пранические источники поддерживают более глубокую внутреннюю прану, жизненную энергию, первоначальное происхождение которой не физическое, а наш собственный Атман, или внутреннее Я, бессмертное божественное сознание в основе нашего существования. Мы имеем внутреннее духовное праническое ядро, которое поддерживает телесные процессы дыхания, питания, восприятия и мышления на физическом уровне.

 

Это внутреннее праническое ядро, или пламя, как запальник в газовой плите, который удерживает пламя во время глубокого сна, а также  переходит в другое тело после смерти. Оно поддерживает всю жизненную активность – дыхание, пищеварение, кровообращение, восприятие и движение, также работу ума. Эта внутренняя прана находится за пределами дыхания, хотя и поддерживается в теле дыханием.

 

 

Важность пранаямы

 

Взращивание внутренней Праны является сутью всех наших пранических поступлений. Но ее также можно накапливать более целенаправленно и эффективно на внутреннем уровне через практику Пранаямы и йогического дыхания, которое является ее частью.

 

Целью Пранаямы является не просто упражнение для легких или поступление большего количества кислорода, что является лишь его начальным этапом. Оно необходимо для того, чтобы успокоить и углубить нашу прану и соединить нашу внешнюю прану, которая непосредственно связана с дыханием, с нашей внутренней Праной, которая, в конечном счете, является энергией нашего глубинного сознания, нашего внутреннего духа, Атмана.

 

Когда мы успокаиваем и углубляем дыхание с помощью Пранаямы, мы совершенствуем связь с нашей внутренней Праной и духом. В дальнейшем Йога обучает тому, как уравновешивать и объединять наши пранические энергии, которые обычно рассеиваются многочисленными потоками мыслей, эмоций и ощущений, собирать их вместе для большей пранической силы, связанной с высшим сознанием. 

Единая Прана за пределами рождения и смерти

Йогическая пранаяма направлена на уравновешивание потоков праны внутри нас. Она начинается с поочередного дыхания через нос, чтобы сбалансировать пранические потоки Ида и Пингала Нади, которые несут лунную и солнечную энергии. Это также оказывает воздействие на уранвовешивание Уданы и Апаны как на восходящий и нисходящий потоки праны, и на Саману и Вьяну как сокращающийся и расширяющийся потоки энергии (подобно циркуляции крови или сокращению и растяжению мышц).

 

Такое уравновешивание и концентрация праны приводит нас к нашей Внутренней Пране на уровне сознания. Это единая Прана, которая способствует пробуждению Кундалини Шакти и ее восхождению по Сушумне. До тех пор пока наша прана разделена, рассеяна и пребывает в дуалистических потоках, не может произойти настоящего пробуждения Кундалини или открытия чакр на их высоких уровнях. Единая Прана является основой Йога Шакти в целом.

 

Единая Прана в свою очередь связана с единым умом, или единым Сознанием. Оба идут вместе. Только в том случае, если наша жизненная энергия и сила объединены и сфокусированы, мы можем получить доступ к более высокому осознанию. И только, если наш ум и сознание объединены и сосредоточены, мы можем достичь высшей Праны за пределами дыхания.

 

Состояние отсутствия дыхания, или самадхи (кевала кумбхака), не значит просто не дышать. Это состояние единства Праны и ума. В этом состоянии единения наше глубокое самосознание способно наблюдать и за дыханием, и за мыслями, с точки зрения отстраненности, больше не идентифицируя себя с ними. Это устраняет нашу праническую привязанность к телу и уму и всем внешним источникам праны, и воссоединяет нашу прану с Атманом внутри нас. После этого, независимо от того, продолжается ли внешнее дыхание, внутренне мы продолжаем пребывать в состоянии осознавания, которое больше не определяется дыханием или процессами рождения и смерти.

 

Эта внутренняя прана вне дыхания ведет нас за пределы смерти. Мы можем войти в этот поток в момент смерти и продолжать пребывать в осознании до другого рождения или совсем выйти за пределы рождения и смерти. Не думайте, что ваша жизнь ограничена физическим телом, или что сознание ограничено физическим умом. Вы всепроникающий и всеохватывающий бессмертный Атман, Атман всего.

 

Речь идет об особых йогических тайных знаниях, которым возможно научить только тех, у кого есть к этому способности и подготовка. Они требуют длительной садханы, в которой развиваются глубокие силы праны и ума – Йога и Аюрведа, Хатха Йога и Раджа Йога. Это не просто дело техник, это развитие жизненной энергии как выражения бессмертного Я, которое также является бессмертной Праной.