Свастха: Благополучие в Аюрведе

 

 

Перевод статьи Dr David Frawley (Dr David Frawley (Pandit Vamadeva Shastri)

Svastha: Wellbeing in Ayurveda

с сайта

American Institute of Vedic Studies

Перевод публикуется с любезного разрешения автора.

 

 

 

Аюрведа, наука о жизни для всех живых существ, определяет здоровье и благополучие термином Свастха (Svastha). Свастха означает «пребывание» (стха) «в собственном Я» (Сва). Чтобы понять это, мы должны принять Ведическое значение пребывания в нашей собственной природе, отражающее Ведический взгляд на вселенную, который сильно отличается от материального мировоззрения, которого сегодня придерживается большинство из нас.

 

Свастха подразумевает жизнь в гармонии с природой (Пракрити), но также и в гармонии с нашей собственной внутренней природой. Это означает приведение нашего тела, праны, чувств и ума в соответствие с Высшим Я, или с Атманом, в нутрии себя. Такое определение включает физическое, психологическое и духовное благополучие, а не только здоровье в современном медицинском значении. Это Высшее Я является самой сутью того, кто мы есть, и составляет базовую энергию и сознание, лежащие в основе всего космоса.

 

Поскольку Аюрведа является ответвлением Вед, Упаведой, это определение благополучия применимо ко всем Ведическим наукам, включая Йогу и Веданту, а также к принципам Ведической жизни в целом, как это трактуется в Ямах и Ниямах в Йога-Сутрах. Стремление к Самореализации является конечной целью жизни для всех живых существ, а также источником наивысшего благополучия и счастья для всех. Это называется Мокша, или максимальная свобода от печали. Это внутреннее благополучие и есть то, чему обучает Ведическое консультирование.

 

 

Благополучие и Самореализация

Аюрведическое определение благополучия означает не только отсутствие внешних патогенных факторов или физических болезней, а оптимальное использование тела как выражение глубокого осознания. Оно включает в себя психологическое благополучие, но как укорененное во внутреннем покое, а не в индивидуальном «я» или эго. Это не исполнение наших личных желаний, которых, в конечном счете, бесчисленное количество. Это не материальное процветание, достижения или признание, хотя и не обязательно исключающее их. Это совсем не внешнее определение благополучия, но оно обращает главное внимание на безусловное внутреннее благополучие как на основу внешнего благополучия.

 

Свастха означает благополучие, которое заложено в нас природой, и является сознанием, стоящим за всей жизнью. Такое благополучие – это не состояние, которого надо добиваться, а состояние, которое нужно познать в себе и в природе в целом.

 

Конечное, абсолютное благополучие – это благополучие Бытия, это блаженство, или Ананда, присущее Бытию (Сат) и Сознанию (Чит), всепроникающему и являющемуся самой основой нашего собственного Самоосознания, понимание которого составляет Самореализацию.

 

 

Что является корнем страдания?

 

Возникает вопрос, если благополучие настолько существенно и всепроникающее, почему большинство людей его не имеют и не могут поддерживать? Если все корениться во внутреннем благополучии, то почему же мы так сильно страдаем от боли и множества заболеваний тела, а также от печали, страха, горя, гнева и многих других душевных недугов? Ответ на этот вопрос можно найти в понимании различных аспектов нашей природы как воплощенных существ и их ограничений.

 

На физическом уровне мы можем создавать и поддерживать благополучие до некоторой степени. Но простое физическое благополучие ограничено болезнями и смертью, присущими нашему смертному существованию. Аналогично мы можем создавать и поддерживать благополучие на психологическом уровне, также до определенной степени, но ум по своей природе восприимчив к беспокойным мысля и тревожным эмоциям эго. Нам не удается обнаружить это абсолютное внутреннее благополучие Сознания, потому что мы отождествляем себя с телом и умом и их ограничениями, а не с Истинным Самосознанием. Мы в ловушке у тени нашей собственной внутренней природы и не знаем, кто мы есть на самом деле. Это невежество или непонимание собственного внутреннего я является корнем всех печалей, а также причиной неверного использования тела и ума.

 

Раскрытие абсолютного внутреннего благополучия

 

Чтобы обрести высшее внутреннее благополучие, сначала мы должны отказаться от любого обыденного определения того, кто мы есть или что приносит нам счастье. Это означает, что мы больше не погружаемся в тело, ум или внешний мир как в нашу истинную реальность и сферу реализации. До тех пор, пока мы определяем благополучие, отталкиваясь от внешних вещей, оно обязательно будет ускользать от нас, потому что таким образом мы отделяем его от самих себя и оно зависит от внешних обстоятельств, которые постоянно меняются. В то же время, когда мы учимся контактировать с благополучием внутри нас, это внутреннее благополучие может принести большое благо, мир и счастье телу, уму, а также социальным связям. Такое внутреннее благополучие лежит в основе всех глубинных целительных энергий и способствует укреплению иммунитета и омоложению тела и ума в целом.  

 

Для истинного благополучия, или Свастхи, мы должны научиться тому, как опираться на свою внутреннюю природу в гармонии с миром природы в целом, охватывающей всю жизнь и всю вселенную. Хотя такое внутреннее освобождение не требует каких-либо внешних действий или затрат, оно требует фундаментального изменения сознания, от отношения к внешнему миру, ограниченного временем, как к реальному, до пребывания в нашей внутренней природе-Я как в подлинной действительности.

Такое изменение сознания также поменяет наш образ действий во внешнем мире, который приведет к состраданию и осознанному отношению во всем, что мы делаем. Это также изменит наш способ заботы о собственном теле и уме, уважая при этом силы природы, которые их поддерживают, а не просто используя их для собственного удовольствия. Именно это надлежащее отношение к истинному применению Аюрведы, Йоги и Веданты и их различным практикам.

 

 

Благополучие – это ваша истинная природа, простирающаяся до наивысшего Ананды. Внешнее благополучие, наслаждение и счастье – это лишь отражение этого. Идите прямо к источнику благополучия, Свастхи, внутри себя. Тогда вы сможете переживать счастье и удовлетворенность во всем, что вы делаете или выражаете посредством тела и ума.