Ум и сознание

 

Перевод статьи Dr David Frawley (Dr David Frawley (Pandit Vamadeva Shastri)

Mind and Consciousness

с сайта

American Institute of Vedic Studies

Перевод публикуется с любезного разрешения автора.

 

 

 

Какова природа ума? Как ум связан с нашим глубинным сознанием? И, прежде всего, кто мы есть на самом деле? Какова наша подлинная личность, или истинное Я, стоящее за бесконечным потоком мыслей внутри нас?

Это всегда были и есть главные вопросы, которые мы должны задавать, чтобы найти высший смысл и цель своего существования. Они являются основой поиска освобождения и Самореализации в традиции Йоги. В Йоге Божественное определяется главным образом как сущность сознания. Йогический духовный поиск – это практика медитации для того, чтобы обнаружить это. Это формирует путь Самопознания, как учил Бхагаван Рамана Махариши. Мы рассмотрим это в данной статье.

Взгляд на разум

Сегодня мы рассмотрим разум согласно подходам современной психологии. Мы фокусируемся на подсознании, памяти и прошлом опыте как на мере нашего психического состояния, на основе которого развиваются наши мысли и эмоции. Исследование ума обычно состоит из попыток понять нашу личную историю, включая выявление скрытых или подавленных травмирующих переживаний, которые могут мешать нашему функционированию в жизни. По большей части сегодняшняя психология рассматривает субъективный ум как наше реальное сознание, в глубине которого можно найти наше истинное «я» или идентичность.

 

Аналогичным образом современная наука отождествляет ум и сознание, приравнивая способность мышления к способности осознавания. Это возвращает нас к основополагающему изречению Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую». Оно рассматривает сознание, прежде всего, как самосознание, деятельность личного «я» как, к примеру, способность узнавать себя в зеркале, которой не обладают животные, за исключением, возможно, некоторых приматов.

На этом основании современная наука отождествляет сознание с умом, а ум с работой мозга. Это отождествление привело к тому, что мы стремимся улучшить наше ментальное и эмоциональное функционирование фармацевтическими препаратами, изменяя химию мозга. Превалирующее научное мнение обычно не признает сознание в качестве духовного или космического принципа, отличного от ума, хотя некоторые тенденции в новой физике начинают предполагать это. В сегодняшней медицине все еще преобладает физиологический взгляд на разум.

 

Однако йогический взгляд на ум совершенно иной. Он основывается на медитации и внутреннем опыте, а не на внешнем экспериментировании. Он пытается понять ум с помощью самоанализа или обращения сознания внутрь, а не путем анализа внешних ментальных паттернов. Это побуждает наблюдать за умом, а не следовать за его реакциями. Это учит нас понимать процесс восприятия и того, чем он обусловлен, а не просто исследовать наши воспоминания.

Традиция Йоги также классифицирует ум иным образом. Она определяет ум в самом широком смысле. То, что на санскрите называется «читта», есть все аспекты обусловленного сознания. В понятие «читта» входят разум (умение рассуждать, размышлять, делать вывод - коммент. переводчика), эмоции, ощущения, память, инстинктивная часть ума и эго – все, что мы обычно считаем обладающим некоторой степенью сознания в нас. Кроме того, концепция читты также подразумевает высокое творчество и интуицию, которые выходят за рамки обычного ума и физического сознания, которые лишь у немногих людей могут развиваться значительным образом. Более того, читта простирается за пределы личностного ума – к коллективному и космическому аспектам ума. Чита  - это ум как космический принцип, а не просто человеческий ум.

 

 

Ум и Сознание: две различные силы

 

Еще более существенно, что Йога проводит кардинальное различие между умом и сознанием, которые она представляет как две отдельные, но связанные силы. Йога рассматривает сознание, называемое «Чит», как нечто отличительное от ума или Читы. Это очень необычно и для современной науки, и для большинства мировых философий, которые обычно отождествляют разум и сознание.

Ум – это инструмент мышления и восприятия на различных уровнях. Ум называется «внутренним инструментом», «антахкарана» на санскрите, он связан с телом, которое является нашим внешним инструментом. Ум рассматривается как шестое чувство после пяти чувств восприятия тела, и считается органом, а не нашим истинным существом или основой нашего самоощущения.

 

Чит – это чистое сознание, не поддающееся изменению какой-либо умственной деятельностью. Чит – это осознание того, что называется Пуруша, внутреннее Существо, для которого ум – всего лишь инструмент восприятия и выражения. Подобным образом Йога определяет ум и мозг – как разные объекты, хотя и связанные друг с другом. Мозг – это физическое приспособление для ума, но не сам ум.

Пуруша – это наше внутреннее Я, в то время как ум, можно сказать, подобен компьютеру, а тело – машине, корой мы управляем. Ум и тело – это наши внутренние и внешние инструменты, но не наша подлинная сущность. Точно так же, как вы не являетесь своим компьютером, так же ваше истинное Я и ваша истинная Сущность не является умом. Свет, который позволяет уму функционировать, исходит от Пуруши. Ум не имеет собственного света. Ваше самоощущение, ощущение собственного бытия, того, что вы являетесь уникальным, цельным и непрерывным средоточием осознания, происходит из внутреннего сознания, а не из ума.

 

 

Ум и Психология

 

От того, как мы смотрим на ум, зависит, как мы пытаемся его исцелить. Йогический взгляд на психологию, с его акцентом на сознание, а не на ум, как на нашу реальную суть, также отличается.

 

Психология принадлежит уму, а ум может иметь психологические расстройства и дисбалансы, так же как и тело может иметь физические заболевания и дисбалансы. Психология человека отражает состояние его ума, его склонности и качества. У ума всегда есть психология, потому, что он является продуктом времени, внешнего опыта и переживаний, которые оставляют на нем свои характерные отпечатки. В Аюрведе и Йогической психологии они классифицируются по гунам (саттва, раджас и тамас), дошам (вата, питта и капха), пяти элементам и другим энергетическим факторам.

С другой стороны, наше истинное Я, Пуруша, не имеет психологии, так как оно является необусловленным сознанием, оно – свидетель вне времени и ума. Оно за пределами всех форм и качеств. В то время как ум обладает ментальной активностью, внутреннее Существо состоит из чистого, неизменяемому осознанию, подобно зеркалу. Это значит, что если мы сможем глубоко погрузиться в собственное осознание, к нашему внутреннему существу и свету сознания, мы сможем выйти за пределы всех психологических страданий. Главная идея йогического решения психологических проблем состоит в том, чтобы поднять нашу осознанность до внутреннего сознания, за пределы ума и его двойственности. Хотя многие внешние факторы, такие как диета, поведение, дыхание и чувства, могут нам помогать, в конечном итоге, требуется революция в самом нашем осознании себя – от сознания, основанного на уме к чистому самосознанию, от Читы к Чит.

 

 

Вопрос Самопознания

 

В Йоге говорят, что только знание приводит к освобождению сознания, особенно самопознание, или знание своей истинной природы в Пуруше. Когда мы говорим о самопознании личного, персонального ума, по большей части мы имеем в виду знание о своей личной истории, привычках и склонностях. Однако самопознание внутреннего Существования состоит из понимания сущности осознания за пределами мышления и личной истории. Хотя наши мысли постоянно меняются, наше внутреннее Существо, Бытие, остается неизменным.

Истинное Самопознание это предмет, материя Бытия, а не мыслей или эмоций. Это состояние Бытия, а не познавание событий, переживаний или идей. Наше внутреннее Бытие не имеет концептуального содержания и не обусловлено временем и действиями. Это состояние открытости, сдачи и присутствия, как прочная нить, проходящая сквозь весь наш жизненный опыт. Обращение к нему приводит нас в состояние покоя, в котором разум и его психология естественным образом отдыхают. Чтобы достичь нашего внутреннего Бытия требует иная ориентация сознания, готовность отпустить нашу личную историю и погрузиться в великое Неизвестное внутри.

 

С точки зрения Пуруши, или истинного Я, можно сказать, что вы не можете познать себя. Нет никакой собственной или личной истории, которая могла бы вас определить. С очки зрения истинного Я вы можете быть только тем, кто вы есть – вашим Я. И, будучи собой, вы становитесь единым со всем Бытием. Вы приходите к познанию всего внутри себя, в котором ум становится всего лишь инструментом, который можно по своему желанию использовать или оставить в покое. 

Наше внутреннее Бытие существует вне времени и пространства, рождения и смерти, ума и тела. Тем не менее, оно присутствует внутри нас как основа сознания и присутствует повсюду вокруг нас, как основа Бытия. По-настоящему познать свое Я – значит познать то внутреннее Существование, которое одинаково во всех и во всем. В таком осознании ум становится спокойным и пассивным, а личное «я» теряет свою актуальность.

 

В такой внутренней Реальности ум теряет свою значительность. Это подобно тому, как при свете Солнца, человек больше не замечает луну. Реальность – самоочевидна. Нет смысла ничего говорить, обсуждать или спорить об этом. И реальность настолько грандиозна, что ее невозможно описать. Человек соединяется с ней только в опыте переживания.

 

 

Само-Реализация

 

Йогическое изречение гласит: Я есть то, что Я есть», «Я есть то, что есть (на данный момент), то, что было, и то, что будет». «Я есть, следовательно,  могу мыслить». Но это «я» – ни я, ни ты, ни кто-либо другой. Можно сказать, что это Бог, но это не Бог какой-либо веры, теологии или философии. Это Божественное Существование, которое является существованием всего, или существует во всем. Это Я самого существования, Я-бытие, которое является океаном, в котором все существа и всем миры – лишь его волны. В этом Я находится решение всех наших проблем, конфликтов, стрессов, беспокойств и волнений. Когда человек возвращается домой к своей истинной природе, у него больше не остается проблем, которые нужно решать.

Йога определяет свою высшую цель освобождения как реализацию внутреннего Я или Пуруши. «Достаточно знать только Пурушу, чтобы выйти за пределы смерти. Нет другого пути к трансцендентности.» Таким образом, знание Пуруши, или внутреннего Существа, является самой важной вещью в жизни, а не просто знание о наших ментальных и эмоциональных склонностях, какими бы ценными они ни были для лечения психологических заболеваний. 

 

До тех пор, пока мы не познаем свое внутреннее Бытие, мы не сможем обрести устойчивое спокойствие. Знание нашего бытия зависит от бытия, а не от умственной деятельности. Проблема в том, что вместо того, чтобы стремиться познать свой внутреннее Существование, Бытие, мы попадаем в ловушку нашего внешнего становления. Мы гонимся за ментальным, эмоциональным или физическим «я», и теряем «Я-Бытие» внутри себя. Этот процесс и есть Самсара, или вращение колеса печали. 

 

Обычно мы думаем о Самореализации как о реализации наших скрытых личных потенциальных возможностях, каких-то особых способностей или талантов, которые мы, возможно, еще не развили. Однако йогическая Самореализация – это понимание того, что наше истинное Я находится за пределами тела и ума, что также означает за пределами психологии, культуры и условностей. Это есть растворение личного, психологического «я» в «Я-Бытии», которое не рождается и не умирает.

Истинное сознание – это не воплощенный ум, который является обусловленным сознанием, простым набором склонностей и действий из наших различных рождений. Истинное сознание есть универсальный принцип и сила, подобная пространству. Оно не может быть ограничено каким-либо телом или умом. Ум, в лучшем случае, может отражать его, для чего необходимо, чтобы ум был спокойным, тонко чувствующим и восприимчивым. Мы должны научиться переходить от воплощенного сознания, или ума, к невоплощенному универсальному сознанию, в котором мы поднимаем наше личное «я» до универсального «Я». Это происходит, когда мы двигаемся к корню ума и обнаруживаем свет осознания, который он излучает.

 

Ум и Самореализация

 

Для такой высшей Самореализации ум играет ключевую роль. Ум может быть инструментом либо для рабства, либо для освобождения, для невежества или для просветления. Если мы обращаем ум к внешнему миру, как к реальности, это становится силой привязанностей и печалей. Если мы обращаем ум  внутрь, к внутреннему Существу, как к реальности, он замедляется и начинает отражать эту внутреннюю реальность. Ум становится зеркалом, в котором сияет свет Высшего Я.

Таким образом, обращение ума внутрь – это суть Йоги и медитации. Для этого первым делом ум необходимо привести в однонаправленное состояние. Фрагментарный или рассеянный ум не может обратиться внутрь. Этот процесс обращения внутрь можно рассматривать очень просто, как погружение ума в глубокое сознание внутреннего Существа, находящегося в сердце.

 

Знание ума концептуально, иначе говоря, в его основе лежит мышление. Результат мышления приводит к фактам, данным, информации, идеям, теориям, мнениям, концепциям или логическим построениям. В тоже время наше внутреннее Существо обладает высшим видом знания, которое радикально отличается от того, что может знать ум. Наше внутреннее существо имеет особое «знание тождества», которое не окрашено мыслями и их предубеждениями.

Через свое внутреннее Бытие человек может соединиться с внутренним Бытием всего, с чем он соприкасается, посредством тела и чувств. Большинству из нас это очень сложно представить. Но всякий раз, когда ум становится тотально сосредоточенным, происходит квантовый скачок в осознании, и, благодаря слиянию видящего и видимого, возникает особое знание. Это внутреннее знание через отождествление является истинным йогическим знанием, которое освобождает нас ото всех оков и страданий.

Все, что знает ум, это просто мысль, которая есть имя и форма, и которая является всего лишь видоизменением ума. Истинное знание – это знание Бытия, которое появляется благодаря чистому сознанию, когда умственная деятельность прекращается, когда ум становится прохладным, спокойным и безмолвным.

 

 

От ума к сознанию

 

Нам необходимо учиться выходить за пределы ума, к чистому сознанию, что означает возвращение к нашей истинной природе, нашему внутреннему Бытию. Это дает возможность отдохнуть во внутренней тишине и покое, которых не могут коснуться никакие мысли, мнения, убеждения или умозаключения. Это значит, войти в царство Бытия и непосредственного опыта, куда не могут проникнуть слова, где ничто не оставляет следов, где человек становится всем и ничем.

 

Ум – это превосходный орудие и инструмент для сознания. Он обладает прекрасной способностью действовать, выражать, запоминать и координировать наши внешние действия. Но если мы посредством ума пытаемся понять сознание, мы впадаем в духовное невежество и замешательство. Мы ошибочно отождествляем наше истинное Я и Бытие с нашим внешним бытием. Однако, если мы пребываем в чистом сознании, то ум обретает свое место, благодаря чему он может помочь нам функционировать в жизни. В этом случае ум больше не навязывает нам свои стремления и импульсы, выдавая их за нашу истинную мотивацию.

Научитесь различать ум и сознание. Научитесь быть свидетелем ума. Учитесь наблюдать за умом и его изменениями. Это Йога медитации, которая опустошает ум и освобождает от обусловленности и позволяет нам отдохнуть в нашей истинной природе, увидеть Реальность и выйти за пределы смерти.​