Пять элементов, принятые в системе аюрведической философии, образуют три динамические силы — три формы взаимодействия, которые называются дошами. «Доша» в переводе с санскрита означает «то, что меняется». Доши находятся в постоянном движении, поддерживая между собой динамическое равновесие. Доши – это основополагающие жизненные силы, или биологические «соки». Они присущи только живым существам, состоящим из органической материи. И без их движения жизнь была бы невозможна.
Попарные сочетания пяти элементов образуют три доши:
– из эфира и воздуха происходит вата,
– из огня и воды – питта,
– из воды и земли – капха.
По элементам и дошам в Аюрведе определяется основная природа человека.
Три доши – вата, питта, капха – это также три основных типов конституции тела человека.
Опираясь на это определяется разбалансированное положение дош – в каждом человеке индивидуально. На основе этого определяется причина заболевания, и назначается индивидуальное лечение.
Вата – это сила, состоящая из элементов эфира и воздуха. От пропорций этих двух элементов зависит активность ваты: объемом эфира (пространства) определяется способность воздуха набирать силу (Например, когда движение воздуха не сдерживается никакими преградами, как над поверхностью открытого моря, ветер может набирать огромную силу, и так возникают ураганы). А в закрытом пространстве воздух, напротив, не может двигаться и становится затхлым.
Вата – это принцип движения, принцип динамического взаимодействия эфира и воздуха. В человеческом организме она проявляется в движении нервных импульсов, воздуха, крови, пищи, отходов и мыслей.
Вате присущи семь качеств: холодность, легкость, непостоянство, подвижность, сухость, разреженность (ясная, тонкая) и шершавость/шероховатость. Эти качества определяют ее влияние на тело.
Вата – самая сильная из всех дош, сильная, как сама жизнь. Но она обладает и наибольшим потенциалом порождения болезни. Вата управляет всеми движениями и переносит питту и капху.
Вата в своем естественном состоянии поддерживает энергию воли, вдоха, выдоха, движения, импульсов, равновесие в тканях, остроту чувств.
Ее возбуждение вызывает сухость, темные пятна на коже, зябкость, тремор, вздутие живота, запоры, упадок сил, бессонницу, потерю остроты чувств, бессвязность речи и ощущение изнуренности. Избыток ваты может вызывать нервное раздражение, повышенное артериальное давление, скопление газов в кишечнике, а также путаницу в мыслях и замешательство. Недостаток ваты ведет к гибели нервных клеток, запорам и застойным явлениям, а также порождает беспечность и неосмотрительность.
У людей вата-конституции наблюдается склонность к недостаточному физическому развитию. У них плоская грудь, выделяются вены и мышечные сухожилия. Цвет лица коричневатого оттенка, кожа может быть холодной, шершавой, сухой или потрескавшейся. Обычно у них имеются родинки, преимущественно темные.
Люди ваты в общей своей массе – либо высокого, либо низкого роста, хрупкого телосложения, с выдающимися из-за неразвитости мышц суставами. Волосы обычно вьющиеся и редкие, ресницы также редкие. Глаза могут быть маленькими, подвижными, порой запавшими или лишенными блеска, с сухими и несколько темноватыми слизистыми оболочками. Ногти могут быть хрупкими или шероховатыми, нос – загнутым вниз или курносым.
В физиологическом плане у них изменчивые аппетит и пищеварение. Иногда люди ваты могут поглощать огромное количество еды, а иногда у них вовсе отсутствует аппетит. Они предпочитают горячие напитки. Количество мочи обычно небольшое. Кал сухой, твердый или скудный, наблюдается склонность к запорам. Сон может быть неглубоким, беспокойным или коротким. Часто у них холодные руки и стопы.
Люди с такой конституцией обычно являются творческими личностями, они деятельны, настороженны и беспокойны. Они быстро говорят, быстро ходят и двигаются, но могут легко терять силы и уставать.
С психологической точки зрения они отличаются быстрой сообразительностью, но при этом у них часто бывает плохая память, и они могут быть рассеянными. Они легко приспосабливаются к переменам, но часто проявляют нерешительность или нетерпение. Обычно им необходимо развивать выдержку, уверенность в себе и смелость. Они могут много размышлять и излишне волноваться, часто нервничают и больше всего страдают от страхов и беспокойства.
Питта – это сила, возникающая благодаря динамическому взаимодействию воды и огня. И вода, и огонь символизируют трансформацию, в чем и заключается сходство между двумя этими силами, на первый взгляд, во всем друг другу противоположными. Правда, превращаться друг в друга они не могут. Но зато огонь и вода способны видоизменять друг друга и не обходятся один без другого ни в одном из биологических процессов. Однако этим двум элементам важно находить в правильном соотношении друг к другу: так, если поставить воду кипятиться на слишком большой огонь, вода выкипит, а сосуд сгорит, если же налить слишком много воды, она выплеснется и зальет огонь.
Питта – это принцип трансформации. Она управляет теплом, температурой и всеми химическими реакциями.
На физическом уровне она проявляется в форме ферментов, обеспечивающих пищеварение, и гормонов, регулирующих процессы метаболизма.
На психическом уровне питта – это трансформация электрохимических импульсов в конкретные мысли.
Питта обладает восемью качествами, которыми и определяется ее воздействие на организм. Она горячая, легкая, текучая, тонкая, острая/резкая, дурно пахнущая, мягкая и прозрачная.
Питта в своем нормальном состоянии отвечает за пищеварение, тепло, зрительное восприятие, голод, жажду, блеск кожи, интеллект, решительность, смелость и мягкость тела.
При ее возбуждении глаза, кожа, моча и кал приобретают желтоватый цвет. Могут возникнуть нарушения сна, ощущения голода, жажды, жжения. Избыток питты может вызывать язвенную болезнь, гормональные расстройства, раздражение кожи (угревую сыпь) и бурные эмоции (гнев). Недостаток питты ведет к несварению, затрудняет мыслительные процессы и замедляет метаболизм.
Люди питта-конституции обычно имеют средний рост, среднее телосложение и умеренное развитие мышц. У них не такая плоская грудь как у людей ваты, а вены и сухожилия выделяются не сильно. У них может быть много родинок или веснушек, причем они имеют голубоватый или коричневато-красный оттенок. Кости не так выделяются, как у людей ваты.
Цвет лица у людей питты может быть желтоватого, медного, красноватого или светлого оттенка. Кожа мягкая, теплая и менее морщинистая, чем у людей ваты. За счет этого они выглядят здоровыми и легко краснеют. Волосы – тонкие, шелковистые, рыжеватые или каштановые, с тенденцией к ранней седине или облысению. Глаза могут быть серыми, зелеными или карими с медным оттенком. Глазные яблоки обычно слегка выпуклые, зрение часто плохое. Конъюнктива обычно влажная, с медным оттенком, ногти мягкие, нос заостренный, кончик его может быть красноватым.
В физиологическом плане люди питты обладают хорошим метаболизмом и пищеварением, отличным аппетитом. Обычно они поглощают пищу в большом количестве и любят холодные напитки. Сон у них средней продолжительности, без пробуждений. Кал желтоватый, мягкий, обильный. Как правило, люди этой конституции сильно потеют, температура тела у них высокая, руки и ноги теплые. Они плохо переносят жару и солнечный свет.
В психологическом аспекте люди питты быстро все «схватывают» и имеют острый интеллект, могут быть хорошими ораторами. В эмоциональной сфере они склонны к гневу, ревности, возможно, ненависти. Часто они отличаются тщеславием, им нравится быть лидерами.
Капха – это равновесие воды и земли. Она представляет принципы структуры и смазывания, что ясно из базовых характеристик двух этих элементов. На одном уровне капха – это клетки, из которых состоят ткани нашего тела, а на другом – жидкости, обеспечивающие питание и сохранность этих клеток.
Капхе присущи следующие качества: влажность, жирность, холодность, тяжесть, стабильность/неподвижность/медлительность, плотность, мутность и гладкость/тупость. Она поддерживает субстанцию, вес и все связи в теле.
Чтобы осознать важную роль капхи в организме, аюрведа приводит следующую аллегорию: если бросить в сосуд с водой пригоршню песка, две эти субстанции не смешаются друг с другом: песок осядет на дно сосуда. Добиться равномерного распространения песка в воде можно будет только постоянным помешиванием. Капха подобна такому помешиванию, обеспечивающему равновесие.
Капха в своем нормальном состоянии отвечает за прочность и устойчивость, поддержание баланса жидкостей в теле, смазку суставов и такие положительные эмоции, как покой, любовь и всепрощение.
При ее возбуждении ослабевают пищеварительные функции, накапливаются мокрота и слизь, появляются изнеможение, возникают ощущения тяжести и холода, бледность, слабость в конечностях, затрудненное дыхание, кашель и чрезмерная сонливость. Избыток капхи ведет к скоплению слизи в носовых пазухах, в полости носа, в легких и толстой кишке, а в сфере психики порождает упрямство, зашоренность и неуступчивость.
У людей капха-конституции тело обычно хорошо развито – у них крепкие кости и суставы, они пропорционально сложены. Грудь у таких людей широкая, вены и сухожилия не выделяются, так как у них толстая кожа. Мышцы развиты хорошо, кости не выделяются. Но они склонны к излишнему весу.
У людей типа капхи кожа и цвет лица обычно светлые – бледные или белые. Кожа чаще всего мягкая, жирная, прохладная и влажная. Часто они имеют красивые и сильные волосы – густые, темные, мягкие и волнистые. Глаза – большие и привлекательные, черные или голубые, белки обычно выделяются. Изредка конъюнктива может иметь красноватый оттенок.
В физиологическом плане у людей капхи слабый, но регулярный аппетит, процесс пищеварения происходит у них медленно, и едят они обычно меньше, чем люди других типов. Движения у них замедленные. Кал, как правило, мягкий, мало окрашенный и медленно удаляется из организма. Потоотделение умеренное. Сон – крепкий, длительный или даже избыточный. Обычно эти люди обладают большой выдержкой и выносливостью, как правило, они отличаются хорошим здоровьем и ощущением удовлетворенности от жизни в целом.
В психологическом аспекте люди этого типа чаще всего спокойны, терпимы, любящие, легко прощающие. Их недостатки – тенденция к жадности, привязанности, зависти и собственничеству. Новое они усваивают медленно, но уверенно. Хотя им требуется время для того, чтобы что-то понять, их знания отличаются прочностью.
В каждом живом существе три доши – Вата, Питта и Капха – постоянно движутся, видоизменяются и уравновешивают друг друга. Однако пропорции их меняются. Каждый человек имеет уникальное сочетание дош. И, как правило, одна из дош доминирует над другими. Таким образом, основные черны характера приобретают признаки соответствующей доши.
Если в ком-то очень ярко выражена одна из дош, то они представляют чистый тип конституции: Вата, Питта и Капха. Смешанные типы образуются, когда две или все три доши присутствуют в человеке в одинаковых пропорциях. Смешанные типы таковы: три дуальные: Вата-Питта, Ватта-Капха и Питта-Капха, и один тип, в котором три доши находятся в равновесии (это случается довольно редко) – Вата-Питта-Капха.
Таким образом мы имеем семь основных типов конституции.
Ответьте на все вопросы, начисляя за каждый по одному баллу. Можно выбирать и два, и три варианта ответа. В конце подсчитайте, сколько всего получилось баллов в каждом столбике.
ВАТА (Ветер) | ПИТТА (Огонь) | КАПХА (Вода) | |
РОСТ | высокий либо очень низкий | средний | как правило низкий, но может быть высоким |
ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ | хрупкое, костлявое | среднее, хорошие мускулы | крупное, хорошо развитие |
ВЕС | маленький, сложно набирать вес | средний | большой, сложно сбрасывать вес |
ЦВЕТ КОЖИ | землистый или смуглый | красноватый, блестящий | белый или бледный |
ТЕКСТУРА КОЖИ | сухая, шершавая, тонкая | теплая, жирная | холодная, влажная, толстая |
ГЛАЗА | маленькие, нервные | пронизывающие, легко воспаляются | большие, с белыми белками |
ВОЛОСЫ | сухие, тонкие | густые, жирные | густые, жирные, волнистые |
ЗУБЫ | неровные, неправильной формы | средней величины, кровоточащие десны | крупные, хорошей формы |
НОГТИ | твердые, ломкие | мягкие, ломкие | мягкие, белые |
СУСТАВЫ | негибкие, легко ломаются | подвижные | крепкие, крупные |
КРОВООБРАЩЕНИЕ | слабое, переменное | хорошее | среднее |
АППЕТИТ | переменный, нервный | высокий, чрезмерный | средний, непостоянный |
ЖАЖДА | низкая, потребление воды малое | высокая | средняя |
ПОТООТДЕЛЕНИЕ | малое | обильное, но не продолжительное | механизм потения включается медленно, но затем потоотделение становится обильным |
СТУЛ | твердый или сухой | мягкий, жидкий | нормальный |
МОЧА | малое количество | обильная, желтая | средняя по количеству, просзрачная |
ПОВЫШЕННАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ | к холоду, сухости, ветру | к жаре, солнечному свету, огню | к холоду, влажности |
ИМУННАЯ ФУНКЦИЯ | низкая, переменная | средняя, чувствительная к жаре | высокая |
ХАРАКТЕРНЫЕ БОЛЕЗНЕННЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ | болевые ощущения | лихорадка, воспаления | застойные явления, отеки |
ТИПЫ ЗАБОЛЕВАНИЙ | нервные | болезни крови, печени | болезни, связанные со слизью, болезни легких |
АКТИВНОСТЬ | высокая; неусидчивость | средняя | низкая; медлительность в движениях |
ВЫНОСЛИВОСТЬ | низкая, легко истощается | средняя, но сфокусированная | высокая |
СОН | плохой, беспокойный | варьируется | продолжительный |
СНОВИДЕНИЯ | частые, беспокойные | средней частоты, яркие | нечастые, романтичные |
ПАМЯТЬ | быстрая, но не твердая | острая, ясная | медленная, но устойчивая |
РЕЧЬ | быстрая; разговорчивость | острая, резкая | медленная, мелодичная |
ТЕМПЕРАМЕНТ | нервный, изменчивый | мотивированный | удовлетворенный, консервативный |
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ | приспособляемость | отвага | любовь |
ОТРИЦАЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ | страх | гнев | привязанность |
ВЕРА | непостоянная, колеблющаяся | крепкая, целеустремленная | устойчивая, меняется с трудом |
ИТОГО: | ВАТА _______ | ПИТТА _______ | КАПХА _______ |
Стоит учитывать, что некоторые определения вам подходят лишь в последнее время, а, например, год назад и раньше, вы бы выбрали другие ответы на некоторые вопросы. Это говорит о том, что на сегодняшний момент в вашей жизни происходят некие перемены, которые оказывают на вас определенное воздействие, и вы ведете себя несвойственным для себя образом. На это стоит обратить отдельное внимание и попытаться разобраться, насколько благоприятны, или неблагоприятны, такие изменения в вашей жизни, и каковы их причины.
Иногда требуется время, чтобы понять и определить некоторые аспекты своего организма и поведения. Чтобы лучше разобраться в этом порой имеет смысл пройти два или три разных теста на определение дош.
Еще один тест на определение конституционального типа
А здесь немного другой тест – на определение психической конституции. Она может немного отличаться от физиологической (а бывает, и сильно отличается), но тоже важный элемент нашей жизни, который, в числе прочего, влияет на физиологию, и наше поведение в целом.
Для того, чтобы мы были счастливы и здоровы, мы должны как можно лучше знать свой организм и характер, который самым тесным образом связан с нашим мироощущением и благополучием. А для гармоничного взаимодействия с другими людьми, нам также необходимо понимать их характерные особенности и проявления. например, вы приглашаете гостей, и вам надо продумать меню. Пища, подходящая одному человеку, может совершенно не подходить другому. Один в восторге от специй, другой – от сладостей, одному требуется масляная пища, другому – сухая. Такая же проблема может возникнуть с климатическими условиями – кто-то любит жару, а кто-то прохладу. И так далее.
Это же касается и психологических условий нашей жизни и пребывания в социуме – некоторые благоприятные условия для одного, могут оказаться совершенно неприемлемыми для другого. Например, конкуренция – далеко не всем подходит эта стратегия существования, решения вопросов и творчества. Одного человека конкурентная борьба побуждает к достижениям, а другого – подавляет, фрустрирует и ведет к провалу. И дело вовсе не в слабохарактерности, а в разных характерах, разных темпераментах, причем на уровне физиологии.
Привычные нам сегодня, стандартизированные терапевтические средства не учитывают индивидуальных особенностей как возникновения болезней, так и их лечения. Поэтому они не так эффективны, как могли бы быть. Со своей стороны Аюрведа распознает и учитывает различные типы физической и психической конституции – и в определении причин заболеваний и в назначении лечения.
Понимание особенностей своей конституции помогает нам понять свои сильные слабые стороны, наши индивидуальные особенности, способности, возможности. Благодаря этому мы также приобретаем знание о разнообразии людей и причинах их поведения и поступков. В свою очередь, это помогает нам быть более толерантными, принимающими и гибкими в общении с другими людьми.
Доши меняются и в зависимости от возрастных изменений. В детском возрасте преобладает энергия капхи – вес увеличивается, происходят бурные процессы роста. Гормональные изменения, сопутствующие превращению ребенка во взрослого, активная социальная жизнь – указывают на то, что в юности и среднем возрасте доминирует питта. Постепенное уменьшение массы тела, обезвоживание тканей, связанные с процессами старения, – это признак того, что набирает силу вата.
Эти аспекты изменений, происходящих в организме в соответствии с возрастом, также важно знать про себя и учитывать. Это особенно ярко представляется во взаимоотношениях с близкими нам людьми. Многие проблемные моменты с нашими детьми или пожилыми родителями мы можем нивелировать, просто понимая особенности изменений организма в связи с возрастом.
Изменение дош в окружающей нас среде в течении года (а также времени суток) – еще один важный аспект, который необходимо понимать всем. Он непосредственно, и довольно активно влияет на течение всей нашей жизни – порой, в зависимости от сезона года нам приходится кардинально менять не только одежду, но и привычки. мало кто сегодня задумывается над тем, что с холодами замедляется обмен веществ, что влияет не только на вкусовые предпочтения (обязательно необходимо корректировать питание каждый сезон), но также на нашу двигательную активность, и даже умственную. Естественно, что если мы не учитываем изменение дош в окружающем пространстве, мы пребываем в разногласии с ним, следом за этим мы не замечаем того, как становимся более раздражительными, агрессивными, уставшими, невнимательными и т.п.
Каким образом три доши проявляют себя в природе и, в зависимости от этого, в нашем организме?
На самом деле мы постоянно наблюдаем их в сезонных изменениях на протяжении всего года. В зависимости от времени года в природе увеличивается Вата, Питта, или Капха. В нашем теле соотношение ваты, питты и капхи также может меняться в зависимости от климата, в котором мы живем в данный момент. В жарких странах и во время летнего зноя усиливается питта. В сухом климате и под влиянием холодных осенних ветров возрастает вата. Во время влажной зимы и в сыром климате усиливается капха.
Причем, в стандартной смене сезонов года, в то время, как одна из дош увеличивается, другая, не меняет своего количества, но готовится к накоплению и увеличению, а третья – плавно уменьшается.
Аюрведа разделяет год попарно на 6 сезонов. И у каждого сезона есть свои отличительные особенности, связанные с преобладающей дошей на этот момент. Аюрведа считает, что это деление на времена года не зависит от местности, так как даже в средней полосе можно найти эти шесть сезонов, хотя, к примеру, в России принято делить год на четыре части, а в Китае – на пять.
С весенними дождями растения покрываются новой листовой, вода в реках и озерах становится мутной. В пищу поступает больше зелени, которая увеличивает жизненные силы, ослабевшие за зиму (период Ваты). Все это, вместе с небольшому количеству солнечных дней, способствует быстрому увеличению Капха-доши, и очень медленному накоплению Питта-доши.
Летом, когда стоит жаркая погода, продолжительность светового дня увеличивается, вода в водоемах зацветает, созревают фрукты и овощи, даже ветер дует теплом, – резко увеличивается Питта-доша, в то время как Капха убывает.
Осенью идут обильные дожди, закрыто тучами, растения начинают готовиться к зиме, активность снижается. Все это происходит благодаря увеличению в природе Капхи, и снижению Питта-доши.
А еще позже, с наступлением морозов, когда растения впадают в зимнюю спячку и исчезают под снегом, вода становится прозрачной и холодной, воздух очищается и становится сухим. Все это приводит к резкому увеличению Вата-доши, и медленному накапливанию Капха-доши, которая готовит нас снова к весне.
В наших широтах (Россия, Европа) это время примерно соответствует:
Март-апрель-май – увеличивается Капха, уменьшается Вата, без изменений/подготовка Питты.
Июнь-июль-август – увеличение Питты, уменьшение Капхи, без изменений/подготовка Ваты.
Сентябрь-октябрь-ноябрь – увеличение Капхи, уменьшение Питты, без изменений/подготовка Ватты.
Декабрь-январь-февраль – увеличение Ватты, уменьшение Питты, без изменений/подготовка Капхи.
Вполне естественно, что в зависимости от географической широты места происходит не только смещение сезонов, но и изменение их характеристик. Где-то зима – это сезон дождей, а где-то холода и снега, лето из продолжительного и жаркого может превратиться в короткое и холодное, а некоторые сезоны размазываются, и захватывают соседние. Однако в целом характеристики сезонов остаются неизменными вне зависимости от климатической зоны, и влияние именно Тридоша (Вата-Питта-Капха) в тот или иной период года практически одинаковое везде. Некоторые отличительные особенности присутствуют в каждом уголке планеты, но исходя из теории аюрведы о Тридоша, не составляет труда учитывать их самостоятельно.
В природе все взаимосвязано, поэтому не трудно догадаться, что климатические изменения влияют на соотношение дош каждого человека. Иначе говоря, каждому человеку для поддержания здоровья необходимо учитывать влияние той или иной доши текущего сезона, и в соответствии с этим корректировать свое питание, физическую нагрузку, отдых, сон и прочее.
Вата, питта и капха представляют собой физическое проявление. Каждая имеет тонкую форму – это прана, теджас и оджас, соответственно. Это три жизненные эссенции, матричные формы биологических начал, дош. Они контролируют обычные психические и физиологические функции, именно они сохраняют и поддерживают здоровье и помогают избегать болезни.
Если к ним относится осознанно и правильно, они раскрывают свой более высокий потенциал. Эти три силы – ключи к жизненности, выносливости и ясности сознания, они придают нам уверенности и бесстрашие в положительном смысле.
ПРАНА
Первичная жизненная сила – тонкая энергия воздуха, первоначальная сила, которая стоит за всеми психическими и физиологическими функциями. Отвечает за координацию дыхания, чувственное восприятие и ум. На уровне ума она обеспечивает его подвижность и позволяет уму реагировать на жизненные проблемы. Она поддерживает эмоциональную гармонию, эмоциональное равновесие и креативность.
На глубинном уровне сознания прана поставляет энергию на протяжении всей реинкарнации, наполняя жизнью все аспекты нашей природы.
На более высоком уровне управляет развитием высших состояний сознания.
ТЕДЖАС
Внутреннее излучение – тонкая энергия огня. Благодаря теджасу мы «перевариваем» мысли, впечатления, эмоции и переживания. Когда теджас в упадке, мысли копятся у нас и превращаются в токсины, которые отравляют нас изнутри. Одним из проявлений подобного состояния является депрессия. Когда теджаса достаточно мы полны мужества, бесстрашия, силы, которая позволяет совершать экстраординарные действия. На уровне ума теджас позволяет воспринимать информацию и делать правильные суждения.
На глубинном уровне сознания теджас удерживает понимание вещей, накопленное при помощи воли и духовных поисков.
На высоком уровне теджас управляет развитием высших способностей восприятия.
ОДЖАС
Первичная сила – тонкая энергия воды. Оджас – резерв нашей жизненной энергии, эссенция, семя, сама суть, переваренной пищи и переваренных впечатлений и мыслей. На уровне ума он дает терпеливость и выносливость, что обеспечивает психическую стабильность, дает покой, мир и удовлетворенность.
На глубинном уровне сознания оджас является материальной силой, из которой душа формирует все свои разнообразные тела.
На более высоком уровне оджас дает покой, а также поддерживает и питает все высшие состояния сознания.
Психический и психологический дисбаланс тесно связаны с расстройствами праны, теджаса и оджаса. При недостатке или плохом состоянии этих тонких жизненных эссенций ум не может функционировать нормально. Хотя они не так заметны, как доши, ум невозможно исцелить не приведя в гармонию эти три энергии.
Чтобы их улучшить, надо понимать, как они образуются. С одной стороны, они являются тонким продуктом питательных веществ, которые мы получаем через качественную пищу, с другой – они увеличиваются и улучшаются от впечатлений, которые мы получаем через органы чувств. Оджас подпитывается через запахи, ароматы и вкус. Оджас мы получаем через кожу, поглощая солнечный свет, и через зрительные впечатления. Прана – через слух, осязание и дыхание.
В физическом теле вместилищем этих трех энергий является репродуктивная жидкость, в которой содержаться самые мощные энергии всего организма. Если запас репродуктивной жидкости истощается, прана, теджас и оджас также истощаются, что, естественно, негативно отражается на физическом и психическом состоянии здоровья. Поэтому важно следить за тем, чтобы репродуктивная жидкость сохранялась в должном количестве и качестве.