Взаимодействие с растениями и использование их целебных свойств – это глубокая, многовековая традиция, которая восходит к самым древним цивилизациям нашей Планеты. Растения – это самые древние лекарственные средства, натуральные носители целительных сил Природы. И на Востоке и на Западе травы всегда являлись основными лекарственными средствами во всех традиционных системах лечения. В них заключены энергии, помогающие приводить в равновесие организм на всех уровнях его существования. Во многих дошедших до нас письменных руководствах самых разных народов мира подробно объясняются свойства лекарственных трав, варианты воздействия, энергетика. Сегодня мы почти перестали чувствовать свойства и энергию вещей, и в частности, растений, а наши предки прекрасно в этом разбирались, "видели", и понимали истинный смысл не только растений, но и всего что нас окружает – камни, животные, люди, земля, планеты, звезды... Они понимали круговорот вещей в мире и взаимодействие вещей между собой. Это искусство, которое практически утеряно нами сегодняшними. Совсем немногим из нас удается прикоснуться к истинному видению мира. Еще меньшим дается возможность научиться взаимодействовать с ним. Таких людей называют целителями, шаманами, ведунами, провидцами, алхимиками.
Умение общаться с растениями – это дар Природы. Растения – это самые близкие к нам существа, которые являются нашей связью со Вселенной. Они наши переводчики языка Универсума, проводники в другие миры, добрые и терпеливые учителя. Тем, кто посвятил свою жизнь познанию себя и мира, растения открывают знания о мире Природы и законах взаимодействия с ним. Растения передают жизненную силу, которая скрыта в свете. В этом состоит их особый дар. Они несут любовь, которая питается светом и силой Солнца, это в том числе сила, которая идентична энергии звезд во всей Вселенной. Предназначение растений – превращать свет в жизнь с помощью фотосинтеза. Предназначение людей – превращать жизнь в сознание и любовь через осознанное восприятие. Это две мощные энергии трансформации, которые помогают друг другу осуществлять мироздание. Если эти силы применяются не надлежащим образом, появляются горе и болезни. Если же использовать свои ресурсы правильно, высвобождается подлинная сила как растений, так и человека.
На Востоке, особенно в Индии и Китае сложное искусство применения трав совершенствовалось тысячелетиями. Оно не просто накапливало рецепты, а постоянно их анализировало, углубляло понимание его воздействия и усовершенствовало. Многие считают, что Аюрведа имеет самую обширную и разностороннюю практику и количество рецептов на сегодняшний день.
Однако Ведический и Аюрведический подход к изучению растений не тривиален для современной культуры. он не занимается исследованием и экспериментом с растениями так, как к этому привыкли мы. В нем отсутствует разделение на экспериментатора и объектом наблюдения. Экспериментатор является непосредственным участником процесса. Только так, и никак иначе, происходит взаимодействие, общение с душой растения. В противном случае изучается лишь его мертвое тело. Непосредственное восприятие, через медитацию, – это путь познания, характерный для Аюрведы и Йоги, с которой она тесно соприкасается. Йога (буквально "единение") позволяет раскрываться истинной сущности вещей, и растению, и человеку. Когда это происходит, наступает полное раскрытие материального и духовного потенциалов с обеих сторон.
Таким образом, Аюрведа подробно описывает благотворное влияние растений не только на физическое тело человека, но также на ум и психику, а также на душу и дух. В Аюрведе это считается очень ценным психотерапевтическим средством. Кроме того, эффект от лекарственных трав на состояние психики и ума намного безопаснее, чем от современных химических психотропных препаратов. Он намного более мягкий, и, хотя проявляется не быстро (в среднем, примерно через месяц), его эффект более долговременный и без побочных проявлений.
Для того, чтобы поняь аюрведический подход к растениям, следует ознакомиться с основными принципами Аюрведы, с принципами Пуруши и Пракрити, Пяти великих элементов Природы, принципами трех Дош и трех Гун, а также концепцией Шести вкусов природы. Ниже мы рассмотрим, как эти силы проявлят себя в растениях.
Во всех аспектах природы проявляются три доши. Присутствуют они и в растениях.
Как в любом человеке, в определенной степени представлены все доши, так же и в различных растениях. Процентное соотношение дош может быть совершенно разное, то есть в каждом растении концентрация Ваты, Питты и Капхи различна.
Растения можно относить к той или иной доше в зависимости от ее преобладания в растении.
Например, растения Капхи – пышные, с плотными, тяжелыми и сочными листьями, они хорошо растут, богаты листвой, в них много сока и воды.
У растений Ваты листья редкие, тонкие, маленькие, кора шершавая, потрескавшаяся, ветви изогнутые, сучковатые, сами растения – тонкие и длинные, содержащие мало сока, будто немного высохшие.
Растения Питты имеют яркую окраску и яркие цветы. Их сила и содержание воды и сока средние. Сок может быть ядовитым или иметь обжигающее действие.
Кроме того, считается, что Вата-доша в основном сосредоточена в листьях и плодах растений, Питта-доша больше всего представлена в цветах и соке, а Капха – в стволе, коре и корнях. Это также соответствует тому, каким образом пять видов энергии, пять элементов Природы распределяются по растению.
Растения можно соотнести с пятью элементами природы. Разные части растений соответствуют разным элементам:
Корень – элемент Земли
Кора – элемент Воды
Цветы – элемент Огня
Листья – элемент Воздуха
Плоды – элемент Эфира
Исходя из соотношения с действием элементов растения влияют на ту или иную дошу в человеке. То есть, употребляя в пищу те или иные растения и части растений, мы можем изменять соотношение Ваты, Питты и Капхи в своем организме. Так фрукты надземные овощи будут больше усиливать Вата-дошу (энергии эфира и воздуха). Корнеплоды - усиливают Капха-дошу (энергии земли и воды). А яркая и горячая, острая пища усиливает Питту (энергия огня).
Аюрведа классифицирует растения в соответствии с их влиянием на ткани организма людей. Всего семь тканей: плазма, кровь, мышечная, костный мозг и нервная, жировая, репродуктивная и костная. Растения, так же как и человек, состоят из семи тканей.
Сок растения является его плазмой.
Смола – кровью.
Мягкая древесина – мышечная ткань.
Камедь – жир.
Кора – кости.
Листья – костный мозг и нервная ткань.
Цветы и плоды – репродуктивная ткань.
Цветущее дерево демонстрирует все эти ткани в их наиболее развитом состоянии. Поэтому деревья в растительном мире занимают такое же место как люди в животном царстве.
Ткани растений воздействуют на соответствующие ткани человеческого организма. То есть, сок растений воздействует на нашу плазму, смола – на кровь, мягкая древесина на мышцы, камедь – на жировую ткань, кора – на кости, листья – на костный мозг и нервную систему, цветы и плоды на репродуктивные органы. Семена же растений излечивают врожденные заболевания, в силу подобия семени, из которого вырос и человек.
Репродуктивная ткань, представленная в семени, является ядром всех тканей. Ее квинтэссенция называется Оджас, или «жизненная сила», которая также проявляется в искреннем чувстве любви. Она содержит в себе не только энергию размножения, но также и энергию омоложения.
Растения, как и человек, обладают собственным Оджасом – жизненной энергией. Если за растениями ухаживают, затем обрабатывают и готовят из них лекарственные препараты с любовью, они передают свой Оджас в лекарства, и также в пищу. Известно, что лекарства, приготовленные с любовью, могут творить чудеса. На Востоке именно любовь считают истинной целительной силой, а травы и другие вещества (кристаллы, металлы) – лишь ее проводники.
Существуют особые травы, которые хранят в себе очень большое количество Оджаса. Они приводят в гармонию все доши и ткани человека. К сожалению, только растущие в диких условиях растения, накапливают в себе такое количество жизненной силы. Поэтому в Аюрведе применяются особые способы приготовления трав с использованием мантр и мдитаций, которые помогают передавать Оджас в лекарственные средства.
(по книге Д. Фроули «Аюрведа и ум»)
Для понимания аюрведической концепции траволечения, необходимо разбираться в действии шести вкусов на состояние тела и сознания.\
Горький вкус
Горький вкус состоит из элементов воздуха и эфира. Эти же элеиенты преобладают в субстанции ума. По этой причине травы с горьким вкусом способствуют раскрытию сознания, делают ум более чувствительным. Он укрепляет нервную систему и все психические функции тела. Горький вкус оказывает на ум охлаждающее, успокаивающее, освобождающее и расширяющее действие.
Горькие травы стоит применять при вялости, тяжести мышления, скопления токсинов, излишнего жара.
Но не стоит при гиперактивности, нервном истощении, слабости, рассеянности.
Горькие травы принимают короткими курсами и в малых дозах.
К числу горьких трав, укрепляющих нервы относятся: брами, буквица, мандукапарни, ромашка, страстоцвет, хмель, шлемник.
Острый вкус
Острый вкус состоит из огня и воздуха. Он стимулирует и укрепляет функции ума, улучшает кровообращение в мозге.
Острые травы способствуют ясности мышления, раскрытию ума и чувств и способности рассуждения. Их применяют при вялости мышления, депрессии и недостатке мотивации. Они также помогают при головных болях, мышечных спазмах, нервных болях.
Их стоит избегать людям сильной питта-конституции, при гневливости, бессоннице, раздражительности, а также при беспокойстве и гиперактивности.
Большинство острых трав стимулирую центральную нервную систему. Некоторые из них обладают более выраженным нервно-укрепляющим действием. Они же способствуют очищению носовых пазух. К этому типу острых трав относятся: аир, базилик, восковница, гаультерия, иссоп, камфора, кардамон, мята курчавая, мята перечная, пиппали, розмарин, чабрец, шалфей, шафран, эвкалипт.
Некоторые острые травы оказывают успокоительное, седативное действие. Они особенно полезны людям вата-конституции. К ним относятся: асафетида, валериана, венерин башмачок, джатамамси, мускатный орех, чеснок.
Среди острых трав есть и мощные стимуляторы нервной системы. Они помогают сохранять бодрость и сосредоточенность. Но ! могут вызывать нервное раздражение. В очень малых дозах они полезны при депрессии и вялости. Но могут вызывать бессонницу, беспокойство и тревогу, а также привести к нервному истощению. К ним относятся: йохимбе, кофе, турнера, чай, эфедра.
Сладкий вкус
Сладкий вкус состоит из элементов земли и воды. Он стабилизирует, успокаивает, питает ум и нервную систему. Он также оказывает омолаживающее действие. Тем не менее его стоит избегать людям, страдающим от депрессии и запоров.
К сладким растениям относятся: ашваганда, видари, гокшура, кунжут, семена лотоса, солодка, шатавари и семена ююбы.
Соленый вкус
Соленый вкус состоит из воды и огня. Он стабилизирует нервную систему и ум. Обладает седативными свойствами. Он помогает при нервном истощении и гиперактивности – расстройствах вата-доши.
К соленым растениям относятся: бурые водоросли, каменная соль, английская соль (сульфат магния), моти-басма (жемчужный порошок), мукти-басма (порошок раковин устриц), правал-басма (порошок красного коралла), шанха-басма (порошок спиральных раковин морских моллюсков).
Вяжущий вкус
Вяжущий вкус состоит из элементов земли и воздуха. Он может способствовать восстановлению нервных тканей и прекращению спазмов. Редко используется как средство для укрепления нервной системы.
Несколько растений с вяжущим вкусом оказывают успокаивающее и целительное воздействие на ум. К ним относятся: восковница, гуггул, ладан, мирра, мускатный орех и харитаки.
Кислый вкус
Кислый вкус состоит из элементов земли и огня. Оказывает мягкое стимулирующее действие на нервную систему. Может помогать при депрессии и головокружении.
Некоторые кислые растения применяются для укрепления нервов: амалаки, лайм, тамаринд.
Различные лекарственные растения оказывают на нервную систему действие разной направленности. Вот некоторые из них:
Некоторые травы оказывают питательное действие на организм и нервную систему. Они способствуют росту и восстановлению тканей. Чаще всего они состоят из элементов земли и воды.
Существуют травы с очистительным действием различных типов. Они выводят из организма токсины, стимулируют естественные очистительные процессы, такие как потение и мочевыделение. Обычно в таких травах преобладают элементы огня, воздуха и эфира.
Есть травы с отхаркивающим действием и послабляющим действием, способствующие удалению слизи из носоглотки, которая препятствует нормальной работе мозга и органов чувств. Они также раскрывают нервные каналы (тонкие энергетические каналы тела), помогают при заложенности носа и снимают боли. К таким травам относятся: аир, восковница, гаультерия, имбирь, камфора, корица, мята перечная, пиппали, эвкалипт.
Травы, улучшающие обмен веществ и жаропонижающие – стимулируют кровообращение, снижают повышенную температуру тела, выводят токсины из мозга. Они также могут оказывать мочегонное действие, которое способствует очищению нервной системы через кровь. К ним относятся: брами, гуггул, мандукапарни, мирра, сандал, страстоцвет, шлемник.
Некоторые травы обладают седативными и обезболивающими свойствами и помогают при болезненных состояниях, связанной с повышенной ватой, таких как бессонница, тревога, страх, боль. К этим травам относятся: асафетида, валериана, венерин башмачок, джатамамси, чеснок, шанхапушпи.
Существуют особые омолаживающие травы, как правило, они имеют тонизирующие свойства. Они применяются в аюрведической системе омоложения и долголетия расаяна. Эти средства укрепляют внутренние органы, ткани и системы организма, а также его энергетику.
Некоторые из них укрепляют тело и жизненную энергию в целом, они воздействуют на сознание опосредованно. Другие оказывают целенаправленное специфическое действие на разные уровни ума. Некоторые из них представлены ниже.
Ригведа X, 97
Растения, рожденные как вместилище света за три срока до рождения Богов,
я преклоняюсь перед вашим многоцветием и семьюстами проявлениями вашей природы.
О Материи, сотней аспектов природы и тысячью аспектов роста обладаете вы.
Пусть ваша сотня сил даст исцеление тому, кто страдает.
Растения, я обращаюсь к вам как к Матерям, к Богиням.
Да обрету я свет, энергию и пищу и душу вашу, душу человеческих существ.
Там, где травы собираются воедино, подобно собору всех царей, там получает врач титул мудреца,
того, кто разрушает зло и отвращает болезни.
Упав с Небес, растения сказали:
«В живую душу мы проникнем, чтоб человеку не было вреда».
Травы, пребывающие в царстве Луны, бесчисленные и с сотней глаз,
я беру лучших из вас ради исполнения желаний и покоя сердца.
Растения, царицы Сомы, живущей по всей Земле, рожденные Повелителем Молитвы,
да соединится ваша сила в этой траве.
Информация, представленная на данном сайте или доступная с данного веб-сайта, размещена исключительно в ознакомительных целях и не представляет собой консультацию или совет. Решения, основанные на данной информации, принимаются Вами на Ваш собственный риск.