По теме
Чем может быть полезна даосская алхимия
Кому может быть полезна даосская алхимия
Практики Женской даосской алхимии
Это может быть интересно
Коллекция ароматов для гармонизации систем тела
Все предложения и цены, ст. м. Новослободская/Достоевская, коворкинг «Искусство гармонии»
– при предварительной регистрации и предоплате – 1500 руб.
– при оплате в день семинара – 1700 руб.
Даосская алхимия — это древняя китайская духовная практика, которая сочетает в себе элементы медицины, химии, философии и мистицизма. Ее главная цель — достижение долголетия или даже бессмертия посредством трансформации себя. Эта трансформация происходит на нескольких уровнях, от физического до духовного, и руководствуется принципами гармонии и равновесия.
Дао включает в себя такие значения, как «путь», «дорога», «тропа» и «учение». Это естественный порядок Вселенной, который управляет всем сущим, влияя на действия не силой, а естественным течением пространства и времени. Это источник и сила, стоящая за всем творением, проявляющаяся в действии и изменениях природы.
Из недилимого аспекта космической вселенной, из Дао, возникает Единое.
Дао одновременно обозначает и единичное – как уникальный путь каждой вещи и каждого явления в отдельности, так и Единое – как универсальный закон Вселенной, то, что объединяет все вещи и все явления в одно существование.
Дэ – это активное проявление Дао. Чаще всего переводится как «добродетель» или «сила». Дэ возникает в результате жизни человека и его стремления к Дао. Дэ может означать этическую добродетель в традиционном конфуцианском смысле, но также указывает на более высокий, спонтанный вид мудрой добродетели или силы, которая естественным образом возникает в результате следования Дао и практики У-вэй.
У-Вей – «отсутствие действия», «действие без усилия», «действие без действия». У-вэй предполагает отказ от эгоистических забот и воздержание от насильственных или разрушительных действий. В противовес этому делает акцент на мягкости, приспособляемости и легкости. В древних даосских текстах У-вэй сравнивают с податливой природой воды, которая без усилий обтекает препятствия, демонстрируя гармоничной жизни Вселенной в соответствии с природными ритмами. Древнекитайский трактат «Дао Дэ Цзин» говорит об этом так: «Действуй, и ты разрушишь. Хватай и удерживай и ты потеряешь», – объясняя, что напряжением ты лишь ухудшишь ситуацию. И в противовес этому предлагает поступать согласно естественным ритмам природы и ходу событий.
Когда Единое проявляется в мире, оно разделяется на два: Инь и Ян, дополняющие друг друга состояния действия, активности, положительного заряда – Ян, и бездействия, пассивности, отрицательного заряда – Инь. Эта стадия развития вселенной представляет собой появление двойственности и полярности.
В свою очередь, перетекая друг в друга Инь и Ян, сливаются и образуют Три. Из Тех возникает «Десять тысяч вещей», представляющих собой всё проявленное существование, все объекты, обитателей и явления мира, которые мы воспринимаем.
Из Инь и Ян возникают пять элементов: Дерево (малый ян), Огонь (большой ян), Металл (малый инь), Вода (большой инь) и Земля (центральный элемент, олицетворяющий баланс инь и ян).
Люди тоже представляют собой комбинации этих пяти элементов в самых разных сочетаниях. Духовный рост и изменения для даосов — это уравновешивание пяти элементов внутри человека.
В книге «И-цзин» – «Книга перемен» образование Багуа объясняется так: «Великий предел» (Тай-цзи) порождает две противоположности Инь и Ян. Инь и Ян делятся и порождают 4 символа: Небо, Земля, Вода и Огонь. Эти четыре символа также делятся и порождают Восемь триграмм. Багуа: Ба – переводится «восемь», Гуа – «черта» – Восемь начертаний.
Символ Ян – чертится одной сплошной чертой. Символ Инь – двумя маленькими черточками с промежутком между ними. Иногда их представляют в виде белого и черного кружков соответственно.
При сочетании черты Ян и черты Инь друг с другом, они дают 4 варианта сочетаний: 2 непрерывные черты, 2 прерывающиеся, и два варианта сочетания непрерывной и прерывистой черт: Небо (элемент/фаза – металл), Земля (земля), Вода (вода), Огонь (огонь).
Эти четыре варианта также делятся, образуя 8 сочетаний прерывных и непрерывных черт (уже по три линии в каждом сочетании) – добавляются: Ветер/Воздух (дерево), Гром (дерево), Гора (земля) и Водоем/Озеро (металл).
Таким образом, Багуа – это символический набор черт, для иллюстрации реальности как состоящей из взаимно противоположных сил, дополняющих друг друга.
Из триграмм Багуа складываются 64 гексаграммы знаменитой китайской гадательной системы И-цзин, которые в символической форме дают описание всех основных составляющих феноменального мира.
У-цзи – «бесконечная пустота», «изначальная вселенная», «предел небытия», или «Высшее беспредельное». У-цзи – это источник движения и неподвижности, формы и отсутствия формы, плотности и разряженности, осязаемости и неуловимости.
Из «Высшего беспредельного» рождается «Вликий Предел» – Тай-цзи. Если У-цзин – это «Предельное Небытие», то Тай-цзи – это «Беспредельное Бытие» – источник бесконечно изменяющихся динамичных и статичных состояний. Постоянное перетекание Инь в Ян, и Ян в Инь – олицетворение движения в покое и покой в движении.
Ци – «космическая энергия», «материальная сила Вселенной», «жизненная сила», пронизывающая все и вся. Ци циркулирует по всей Вселенной и человеческим телам, постоянно переходя из конденсированного, проявленного состояния в разбавленное (потенциальное) и обратно, воплощая в себе инь и ян. В даосских текстах о сотворении мира этот процесс описывают как естественный процесс развития Вселенной от недифференцированной потенциальности (у-вэй-цзи) к изначальному единству (у-цзи), затем к Инь-Ян, а затем к мириадам существ.
Конечная цель даосской алхимии — не просто продлить жизнь, но и преодолеть физические ограничения тела. Считается, что через совершенствование себя можно достичь состояния бессмертия, став «бессмертным» или «сянь» — существом чистой энергии, свободным от цикла рождения и смерти.
Стремление к бессмертию коренится в даосской вере в то, что жизнь — это вечно текущий процесс и что, приведя себя в соответствие с Дао, или путем вселенной, можно достичь гармонии с этим вечным потоком. Стремление к бессмертию оказало оказало настолько глубокое влияние на китайскую культуру, что даже китайские императоры обращались к даосским мастерам, чтобы постичь секреты вечной жизни.
В современной жизни принципы даосской алхимии продолжают практиковаться в различных формах, уделяя особое внимание здоровью, благополучию и духовному росту.
Так же, как западные алхимики искали философский камень, даосские искали вещество, которое могло бы даровать им вечную жизнь. Создание и употребление такого волшебного снадобья относилось в Даосской традиции к Внешней алхимии, известной как Вэйдан. Она включает в себя создание и употребление специальных эликсиров для укрепления здоровья и продления жизни. Эти эликсиры изготавливаются из различных веществ, некоторые из которых являются потенциально токсичными, например, ртуть и мышьяк, а также все кристалы и многие травы, если приготавливаются неправильным образом.
Процесс создания эликсиров был окружен ритуалом и символизмом, отражающими веру даосов во взаимосвязанность всех вещей во Вселенной. Алхимики верили, что посредством тщательной подготовки и специфических ритуальных действий эти вещества можно преобразовать в дающий жизнь эликсир.
Практика употребления эликсиров была не лишена риска, и существует множество свидетельств об алхимиках, которые страдали или даже умирали в результате своих экспериментов.
В отличие от практик внешней алхимии, которые включают в себя употребление каки-хлибо веществ, пришедших извне, внутренняя алхимия, или Нейдан, фокусируется на развитии внутренней энергий тела. Это включает в себя собирание, хранение, контролируемые преобразования и циркуляцию энергии в теле для улучшения физического, психического и эмоционального здоровья.
Эта эзотерическая традиция включает медитацию, дыхательные упражнения и движения, такие как Тайцзи, Багуа, Син-И, комплексы «даосской йоги» для гармонизации и очищения жизненной силы, известной как Ци. Одними из ключевых практик в Нейдан являются медитационные практики «Дао-инь» и «Микрокосмическая орбита», которые гармонизируют и направляют поток Ци по энергетическим путям тела.
Даосская алхимия рассматривает человеческое тело как нечто важное и необходимое для духовного пути. Практикующий использует даньтяни (энергетические центры тела) вместе с системой меридианов, чтобы очистить и сбалансировать тело. Благодаря этому балансу практикующий будет иметь хорошее здоровье, ясное восприятие и более тесную связь с Дао.
Внутренняя алхимия — это не только физическая, но и умственная и духовная практика, требующая дисциплины, осознанности, проницательности и глубокого понимания даосской философии.
Даосские практики основаны на древнекитайских представлениях о теле, которые включают в себя: внутренние органы, энергетические поля для обработки «волшебных элексиров» (даньтянь), внутренние эссенции (цзин), живые сущности или силы «души По и Хунь» и меридианы (каналы, по которым движется энергия Ци).
Эта сложная схема тела соответствует традиционной китайской медицине и используется для оздоровления и духовного преображения, особенно с помощью внутренней алхимии (нейдан).
Ци, ее накопление и движение по телу занимает центральное место в даосских практиках. Согласно древнему трактату «Чжуан-цзы», жизнь — это накопление Ци, а смерть — её рассеивание. Даосы верят, что Ци можно культивировать для улучшения здоровья, продления жизни и даже обретения магических способностей и бессмертия. Один из ранних текстов о культивировании энергии Ци — «Ней-цзин» («Обучение Внутреннему») .
Традиция Даосской алхимии рассматривает человеческий организм как сложную многоуровневую структуру, существование которой зависит от взаимодействия трех энергий Универсума – Ци (жизненную энергию), Дзин (сущность) и Шен (дух). Для здорового состояния организма, эти энергии необходимо поддерживать в гармонии. Умение осознавать, контролировать и управлять взаимодействием этих энергий позволяет человеку пребывать обрести баланс внешнего и внутреннего. Поэтому для духовной трансформации даосские алхимики работали над тем, чтобы сбалансировать и развить в себе эти Три составляющие мироздания.
Согласно Даосской алхимии, взаимодействие и внутреннее превращение этих энергий происходит за счет сети энергетических меридианов внутренних органов, по которым циркулирует жизненная энергия, питая и изменяя тело. Даосские мастера создали ряд упражнений и методов, направленных на одновременное совершенствование тела, энергии и сознания, для поддержания организма и души в максимально здоровом и счастливом состоянии. Со временем эти практики личного совершенствования стали основой даосской традиции.
Каждое из сокровищ связано с определенным физическим и энергетическим местом в теле.
Ци находится в среднем даньтяне (энергетической область в районе грудной клетки) и считается главной жизненной энергией.
Цзин находится в нижнем даньтяне (энергетическая область тела в нижней части живота) и связана с репродуктивной энергией. Этот даньтянь очень важен в даосской практике, так как считается, что именно там находится «бессмертный плод», или «бессмертный зародыш».
Шэнь находится в верхней энергетической области тела и является духовной энергией. Эти Три Сокровища подобны чакрам в индуистской йоге. Практикующие даосизм учатся контролировать движение энергии через эти три энергетических уровня.