Гуны – это важнейшая дефиниция представления о мире с точки зрения философии Санкхьи. Понимание того, что такое гуны и каков закон их дейсвия в природе играет не просто важную роль, а во многом первостепенную для восстановления и поддержания здоровья и молодости.
Гуны – это то, из чего соткана ткань всего материального мира, в том числе тонкая энергия нашего ума, мыслей, эмоций и чувств. Каждая материальная и тонко материальная вещь в природе представляет собой соотношение трех гун – Саттвы (света и благости), Раджаса (страсти и активной энергии) и Тамаса (инерции и невежества). И от того, какая гунна преобладает в том или ином действии, поступке, слове, предмете и самом человеке, зависит очень многое. Например, будет ли человек расти и развиваться или увядать и деградировать.
Мы видим, что гуны пронизывают даже ум и мысли, следовательно, от их соотношения в сознании зависит характер человека, который, как известно, творит судьбу. А это значит, творит здоровье и свое самочувствие, на всех уровнях человеческого организма – от физического до ментального и причинного, когда можно наблюдать, каким образом человек своими мыслями и поступками формирует причины и следствия своей жизни, как он формирует свою собственную судьбу, порой не только в этой жизни, но и следующую. Так что, гуны – это не просто какая-то аллегория, это реально действующие силы в нашей жизни. Понимая и разбираясь в них, мы получаем в руки эффективный инструмент решения многих жизненных вопросов.
* * *
Великая Природа Вселенной (Пракрити) обеспечивает этому миру постоянный материальный рост и расширение, поддерживает постоянный духовный рост и сподвигает на развитие. Природа обладает энергиями различных качеств. Одни из них помогают развиваться – продвигаться вглубь, расширять сознание, приобретать мудрость, другие, наоборот, ограничивают наше восприятие, сужают сознание, затягивают в невежество. Все это происходит посредством определенных тонких сил, которые мы отучились воспринимать. Но если понять эти силы и научиться взаимодействовать с ними, мы исцелим свой разум, проникнем в таинство Творения.
Для понимания сил Природы аюрведа предлагает специальную терминологию и показывает, как работать с этими силами на всех уровнях. Согласно философии Санкхьи и Аюрведе, вся Природа рождается из трех изначальных качеств. На санскрите они называются гунами (что буквально означает: "то, что связывает", так как эти силы оплетают нас путами внешнего мира – до тех пор, пока мы не обретем правильного их понимания ): Саттва, Раджас и Тамас.
Гуны являются самыми тонкими проявлениями Природы. В результате их деятельности, возникают все остальные вещества: элементы, доши и другие. Все до единого объекты мира являются различными комбинациями этих трех гун, трех качеств Природы. Все процессы, эмоции, мысле-формы – также являются следствием действий этих качеств. Благодаря гунам функционирует наш поверхностный ум и глубинное сознание, проявляются желания и хранятся кармы, ведущие нас от рождения к рождению. Гуны представляют собой более глубокий уровень, чем биологическое и физиологическое начало и помогают понять психические и духовные качества всех явлений природы - вещей, мыслей слов, эмоций, поступков, людей, состояний.
САТТВА – олицетворяет чистую сущность света, разума, баланса и гармонии. Она представляет качество интеллекта, правильного действия, нравственности, добродетели и развития души. Она создает гармонию, равновесие и стабильность. Саттва – легкая и светящаяся по своей природе, ей присуще движение вверх и вглубь, она способствует пробуждению души. Саттва обеспечивает продолжительное счастье и удовлетворенность. Это принцип ясности, широты и покоя, сила любви, которая объединяет все сущее. Пребывая в состоянии Саттвы, приходит ясность и покой, благодаря чему мы постигаем истину.
РАДЖАС – олицетворяет принцип движения, страсти, мотивации и трансформации. Это качество перемен, активности и беспокойства. Раджас вызывает неустойчивость, которая нарушает баланс. Он целеустремленен и всегда стремиться к какому-либо достижению. Раджас проявляет силу воображения, которое проецирует мир и связывает нас со множеством внешних вещей. Он движется вовне, становится причиной действий, направленных на поиски своего "я", которые ведут к дроблению и отделению. Хотя сначала Раджас стимулирует и приносит удовольствие, со временем он приводит к боли и страданию. Это сила страсти, вызывающая несчастья и противоречия.
ТАМАС – принцип инертности, вялости, тьмы, невежества, пассивности. Сила невежества скрывает от нас нашу истинную природу. Он тяжелый, его действие затуманивает сознание и создает препятствия. Он проявляется как сила гравитации, которая препятствует движению и удерживает вещи в определенных ограниченных формах. ему присуще движение вниз, вызывающее разложение и распад. Тамас отягощает ум невежеством и заблуждениями, вызывает бесчувственность, сон и утрату самоосознания. Это принцип материальности и бессознательности.
Три гуны Природы действуют посредством Эго (Ахамкара) на 5 чувств Природы, или объектов восприятия (Танматры) – звук, прикосновение, зрение, вкус, обоняние; и создают:
Пять Великих Элементов Природы – Эфир, Воздух, Огонь, Вода, Земля.
Пять органов чувств – уши, кожа, глаза, язык, нос.
Пять органов действия – рот, руки, ноги, гениталии, органы выделения.
Из трех гун также происходит ум (Манас) – способность познавания и действия.
Из гунн также появляются и Доши: Вата, Питта и Капха – три разных биологических типа человеческой конституции.
В целом ум является областью Саттва-гуны. Качество Саттвы отражается в уме как ясность восприятия и душевное спокойствие. Если ум не является спокойным и ясным, невозможно воспринимать что-либо правильно. Саттва создает ясность и свет, благодаря которым познается истина. Она также дает концентрацию и преданность.
Тем не менее, в уме так или иначе представлены все три гуны. Правда, Раджас и Тамас представляют собой факторы дисгармонии, которые вызывают беспокойство и заблуждения. Они нарушают работу воображения и искажают восприятие.
Раджас дает неверное представление о внешнем мире, как реальном в самом себе. Это заставляет искать счастье вовне. Так рождаются желания, волнения и эмоциональные расстройства.
Тамас порождает невежество, которое ослабляет восприятие и скрывает истинную природу вещей. Из-за Тамаса возникает идея "эго", или отделенного "я", это заставляет чувствовать себя изолированным и одиноким. Тамас преобладает в сознании, которое идентифицирует себя с физическим телом. Такое сознание является инертным и ограниченным.
Саттва дает равновесие Раджаса и Тамаса. В ней соединяются энергия Раджаса и стабильность Тамаса. Когда три гуны в уме находятся в равновесии, это дает истинное восприятие мира. Повышая Саттву, мы достигаем гармонию, покой и удовлетворение. Правильное состояние Раджаса и Тамаса при этом – это пребывание в стороне от истинной природы человека, не смешиваясь с ней.
Если три гуны не находятся в состоянии равновесия, они вызывают процесс космической эволюции, входе которого душа развивается, проходя через различные царства Природы, переживая в разных телах рождение и смерть, счастье и печаль. Движение трех гун – движение Творения.
Так как при потере равновесия гун, восприятие блокируется или искажается, это, рано или поздно, вызывает болезни и на психическом, и на физическом уровне, так как воздействие гунн связано со всем телом посредством дош, нервной системы и тонкой энергии.
Саттва, как состояние равновесия, отвечает за истинное целительство и здоровье. Здоровье в целом поддерживается саттвическим образом жизни – жизнью в гармонии с Природой и нашим внутренним Я, культивацией чистоты, ясности мышления и покоя.
Преобладание саттвы в характере человека – залог здоровья, творческого потенциала и духовности. Саттвичным людям свойственен духовный настрой и незначительное количество психологических и социальных проблем.
В тоже время тамастичные люди, как правило, страдают серьезными психологическими расстройствами, но редко понимают и принимают это, и еще реже пытаются изменить. Поэтому, вероятнее всего, они никогда не прочтут этих строк.
Раджастичные люди довольно часто страдают от психологических забот, и особенно от проблем, связанных с другими людьми.
Те, кто сумеет изменить в себе некоторые качества характера и сферы жизни от тамаса к раджасу, затем от раджаса к саттве, сможет достичь душевного равновесия и ускорить свой духовный рост.
Конечно, высокосаттвичный характер во все времена является редкостью, его можно встретить лишь у великих святых и мудрецов. Но мы можем предпринимать шаги, которые вполне нам по силам, которые мы обязаны предпринимать для того, чтобы реализовать свое настоящее предназначение. Изменения, к которым мы придем в конечном итоге, превзойдут все наши ожидания.
Аюрведа обращается к гунам для определения психической природы человека. Это важно для того, чтобы учитывать психологические факторы заболевания и психические особенности каждого для более грамотного выбора лекарственных средств и их назначения. С этой целью Аюрведа предлагает разные виды лечения, также связанные с гунами. Это важно для того, чтобы они действительно приносили пользу и не вызывали побочных эффектов. Таким образом мы имеем три вида терапии: саттвичная, раджастичная, тамастичная.
Саттвичная терапия работает посредством саттвических качеств – любви, ненасилия, покоя. В ней используется сила Природы, жизненная сила человека и сила космического сознания. Для этого применяются лекарственные травы, вегетарианская диета, мантры, медитации.
Раджастичная терапия работает посредством раджастических качеств – стимуляция, наделение энергией и возбуждение. Иногда в процессе лечения может быть необходимым применить Раджас, так как он может лучше преодолеть тамастичные состояния болезни.
Тамастичная терапия работает посредством тамастических качеств – успокоение, сон, "заземление". Тамас редко применяется для лечения, за исключением моментов, когда требуется успокоить слишком сильный Раджас.
В целом Аюрведические методы терапии в основном саттвичны. Раджастичные и тамастичные методы применяются в ней только при особых обстоятельствах.
Цель аюрведической терапии заключается в том, чтобы способствовать продвижению сознания от тамаса, через раджас к саттве. Продвижению от невежественной жизни, ориентированной на материальность, через экспрессивный, творческий образ жизни, в конце концов, к просветленному существованию.
Ответьте на все вопросы, начисляя за каждый по одному баллу. Можно выбирать и два, и три варианта ответа. В конце подсчитайте, сколько всего получилось баллов в каждом столбике.
САТТВА (благость) | РАДЖАС (страсть) | ТАМАС (невежество) | |
ПИТАНИЕ | вегетарианская диета | небольшое количество мяса | обильное употребление мяса |
НАРКОТИКИ, АЛКОГОЛЬ, СТИМУЛЯТОРЫ | никогда | время от времени | часто |
ЧУВСТВЕННЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ | спокойные, чистые | смешанные | беспорядочные |
ПОТРЕБНОСТЬ ВО СНЕ | низкая | средняя | высокая |
СЕКСУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ | низкая | средняя | высокая |
КОНТРОЛЬ НАД ЧУВСТВАМИ | хороший | средний | слабый |
РЕЧЬ | спокойная | возбужденная | вялая |
ЧИСТОПЛОТНОСТЬ | высокая | средняя | низкая |
ТРУД | бескорыстный | для личных целей | с ленцой |
ГНЕВ | изредка | иногда | часто |
СТРАХ | изредка | иногда | часто |
ЖЕЛАНИЯ | мало | сравнительно немного | много |
ГОРДЫНЯ | скромность | некоторое присутсвие эго | тщеславие |
ДЕПРЕССИЯ | никогда | иногда | часто |
ЛЮБОВЬ | универсальная | личная | недостаток любви |
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ | никогда | иногда | часто |
ПРИВЯЗАННОСТЬ К ДЕНЬГАМ | слабая | умеренная | сильная |
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ | обычно | частично | никогда |
СПОСОБНОСТЬ ПРОЩАТЬ | прощает легко | прощает с усилием | долго таит злобу |
КОНЦЕНТРАЦИЯ | хорошая | средняя | слабая |
ПАМЯТЬ | хорошая | средняя | слабая |
СИЛА ВОЛИ | большая | по-разному | слабая |
ДОВЕРИЕ | всегда | в большинстве случаев | редко |
ЧЕСТНОСТЬ | всегда | в большиснтве случаев | редко |
ДУШЕВНЫЙ ПОКОЙ | в основном | частично | редко |
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ | высокий | средний | низкий |
ДУХОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ | ежедневно | время от времени | никогда |
МАНТРЫ, МОЛИТВЫ | ежедневно | время от времени | никогда |
МЕДИТАЦИЯ | ежедневно | время от времени | никогда |
ПОМОЩЬ ДРУГИМ | много | немного | отсутствует |
ИТОГО: | САТТВА _______ | РАДЖАС _______ | ТАМАС _______ |
Саттвичные люди обладают гармоничным характером и высокой приспособляемостью к различным условиям среды и жизненным ситуациям. Это, в свою очередь, помогает им сохранять здоровье и психологическое спокойствие. Так как им свойственно спокойное и сбалансированное состояние ума, они стремятся постоянно его поддерживать, и стараются восстанавливать равновесие при малейшем отклонении. Благодаря ясности ума, внутреннему удовлетворению и сохранению спокойствия у них фактически на корню отсекаются психологические корни болезней.
Саттвичные люди внимательны и сострадательны к окружающим людям, не выделяют их, относятся ко всем ровно, не осуждают, по возможности, помогают.
Чтобы не происходило, они смотрят на жизнь как на опыт, который чему-то обучает. Даже в болезни видят положительные стороны, пытаясь понять организм и причины заболевания, а не пытаясь их подавить.
Раджастичные люди энергичны, но сжигают себя чрезмерной активностью. Обычно их ум пребывает в возбужденном состоянии, беспрестанно решая вопросы и задачки, прокручивая ситуации и так и эдак. Им редко удается побыть в покое.
У таких людей твердые убеждения, которые они с готовностью заявляют и отстаивают. Как правило они стремятся достичь власти над другими людьми, нередко не гнушаются никакими средствами. В решении проблем им часто не хватает терпения, кропотливости, поступательности и постоянства. Они не желают ни тратить времени, ни брать на себя ответственность за то, чтобы привести все в порядок. В своих трудностях они часто обвиняют других.
Люди с раджастичным характером способны достигать своих целей, и в основном сами контролируют свою жизнь. Однако они не осознают своих духовных задач. В своей неустанной погоне за счастьем и благополучием, они остаются во власти собственных желаний и эго. Если они теряют контроль над ситуацией, они сильно переживают и даже страдают от этого, часто обманывая не только других, но и себя, что «все под контролем». Даже достигнув своих целей, они обнаруживают, что этого мало, что они так не обрели счастья.
Тамастический характер ума говорит о том, что у людей присутствуют глубокие психологические блоки и комплексы. Энергия и эмоции таких людей в основном подавлены и склонны к застою. Такие люди не понимают, и в общем-то не хотят понимать, в чем заключаются их проблемы. Они не стремятся ни к правильному лечению болезни, ни к поддержанию здоровья в целом. Нередко у них «хромает» гигиена, они плохо заботятся о себе и своем окружающем пространстве.
Обстоятельства своей жизни они воспринимают как нечто фатально предопределенное. Они не используют методы, которые могли бы хотя бы частично решить их проблемы. Они позволяют другим людям и негативным влияниям доминировать над собой. Они не любят брать ответственность на себя за происходящее с ними и свою жизнь. Они предпочитают скрывать свои трудности от других, и сами не пытаются справиться с ними, что только усугубляет проблемы.