В определенном смысле можно сказать, что Йога является психотерапией продвинутого уровня. Несмотря на то, что ее подход к психологическим проблемам человека в корне отличается от западного, и кому-то может показаться, что они совершенно не о том, те мне менее, это не просто рабочий механизм психотерапии, но глубокий и приводящий к ттальному разрешению вопросов.
Для того, чтобы разобраться в этом, необходимо рассматривать Йоги как целостную систему знаний и развития, которая описана еще в древних текстах. Такая Йога направлена не только на оздоровление физического тела человека, но оказывает гармонизирующее и исцеляющее влияние на психику, душевное и духовное состояние. Она затрагивает абсолютно все сферы и планы человека.
Йога означает единение, извечный путь к осознанию изначального импульса жизни, движение и эволюцию самой Жизни.
Все психологические проблемы возникают из-за неверного приложения энергии сознания. Вместо того, чтобы стремиться к единению с вечной внутренней реальностью, мы привязываемся к преходящим внешним объектам. Практика йога-терапии – это первый шаг в сторону понимания своего реального места в жизни, своего предназначения, своего единства с мирозданием. Она позволяет освободиться от психологических проблем, так как она возвращает ум к его неизменному источнику – чистому сознанию, сфере совершенного покоя. По этой причине йога-терапия является неотъемлемой и важной частью аюрведической терапии. И особенно важную роль она играет в лечении психических расстройств.
Чтобы достичь внутреннего спокойствия, необходимо обрести контроль над различными функциями сознания, которые мы знаем как проявления нашего внешнего ума, разума и эго. Для своего по-настоящему здорового состояния и развития, необходимо двигаться в сторону отрешенности от жизненной суеты, а затем от физического тела (не освобождения от них, а отрешенности). Такое представление о йоге намного глубже и основательнее представлений, распространенных в наши дни, когда большинство полагают, будто йога – это всего лишь система физических упражнений и набор техник для снятия стресса.
Конечно, в таком наиболее глубоком своем определении йога близка совсем не многим. И, наверное, так было во все времена. Однако речь не о том, чтобы удаляться в ашрамы, или одинокую хижину на горе, чтобы подчинить всю свою жизнь исключительно практикам Само-реализации. Глубокое изучение йоги приводит нас к пониманию, что Реализация и просветление находятся всегда с нами, внутри нас, в каждый момент времени, где бы мы ни находились. Вся наша жизнь, в конечном итоге, и должна стать нашей практикой – семья, быт, работа, отдых – все это можно и нужно преобразовать в практику своей Реализации.
Йогическое совершенствование, которое в числе прочего способствует психическому равновесию, ощущению полноты, гармонии и счастья жизни, включает в себя такие вещи как:
Что это означает?
Очищение физического тела
Тело является вместилищем наших действий и их отдаленных последствий (если угодно, оно представляет карму наших действий в прошлом). Поэтому при работе с психикой, умом, сознанием, ему необходимо также уделять должное внимание. И в первую очередь его следует очистить от токсинов – с помощью диеты, асан (положений, двигательных и статичных комплексов йоги), пранаямы, исцеляющей медитации, и другой очищающей и поддерживающей здоровье работы с телом.
Обессиленное и отравленное современным образом жизни тело (качеством продуктов, воздухом, условиями жизни в городах), оно неизбежно оказывает соответствующее воздействие на сознание, также ослабляя его, а следом и нашу жизненную силу. Не заботясь о нем, не очищая и не поддерживая его состояние на должном уровне, мы не можем по-настоящему заниматься более тонкими вещами – разумом, эмоциями, сознанием.
Уравновешивание энергии и укрепление жизненной силы (праны)
Наша жизненная энергия – это прана. Поначалу, когда мы делаем первые шаги в йоге, как правило, мы замкнуты в стенах неосознанных схем поведения и связей. Это постоянно нарушает баланс и гармонию нашей праны, жизненная силы.
Для того чтобы помочь себе и нашему уму освободиться от ненужных привязанностей и разрушительных схем жизни, йога-терапия предлагает красивые и действенные техники управления праной – пранаяма и специальные медитации. Они уравновешивают и укрепляют прану, устанавливают связь со здоровыми внутренними и внешними энергетическими источниками Природы.
Это происходит благодаря тому, что мы прекращаем фиксироваться на внешних объектах, которые дробят и рассеивают наше внимание, а значит и энергию. Если мы не обучаемся этому, ум по-прежнему стремиться вовне. Опираясь на внешние задачи и цели, даже самый умный и сосредоточенный ум никогда не достигнет контроля над умом и чувствами, гармоничной и мощной жизненной силы. А это, по сути, и есть задача человеческой жизни.
Растворение эго (ахамкары)
В первую очередь надо понять, что Эго не есть что-то, что действительно является выразителем глубинного и истинного сознания человека. Эго – это процесс, который реализует механизм отдельности и отделенности нас от Универсума, Единого Абсолюта. Мы часто представляем его себе как ядро нашей личности, отдельного «я». И чем больше мы ассоциируем себя с нашим «я» или эго, тем больше мы ограждаем себя от мира, создавая все более прочные и высокие стены, и тем более изолированно и одиноко мы себя чувствуем. Внутри же этих стен остается незаполненная пустота, вакуум, который мы стремимся заполнить своей вовлеченностью в людей и в дела внешнего мира.
Через призму эго мы имеем ошибочное восприятие мира. На его основе мы строим иллюзорные планы, делаем некорректные суждения, принимаем неверные решения. Это приводит нас к страданию, печали, расстройствам.
Растворение эго расширяет сознание, и ведет к обратному процессу – разум обращается в не вовне, а в глубину своего существа, и постепенно находит там истинное понимание мира и света.
Каждая традиция, несущая свет самосовершенствования, говорит нам, что для растворения эго, необходимо определенные качества и умонастроение – самоотречение, смирение перед Богом, пробуждение чувство внутреннего «Я», чувство души.
Контроль ума (манаса) и обращение его к нашему внутреннему миру
Манасом в Аюрведе называют внешний ум, что ближе всего подходит к современному определению психической функции мозга, как правило, связанной с неосознанными функциями нашей психики – эмоциональными и физиологическими реакциями тела, их обработкой, анализом и принятием поведенческих решений.
Именно ум доносит до сознания внешние импульсы окружающего мира, которые обрабатываются, а затем, вовлекают нас в обратные действия, задача которых достичь внешнего удовлетворения чувств.
Из этого следует, до тех пор, пока не достигнут контроль над внешним умом, пока мы не перенесем в область сознания наши непроизвольные механизмы восприятия и реакции на них, мы смотрим на мир с позиции ума, манаса. В таком состоянии сознания мы никогда не достигнем удовлетворения или спокойствия. Потому что манас «заточен» ровно на то, чтобы мы постоянно что-то воспринимали и откликались на это. Действуя таким образом, мы никогда не успокоимся, нас по определению всегда будет отвлекать и возбуждать восприятие, а затем желание угомонить возбужденную нервную систему.
Для достижения контроля над манасом требуется развивать самоисследование себя, самоконтроль, а также характер и силу воли – для того, чтобы освободиться от работы манаса, отрешиться от чувств восприятия. Но этого не достичь только силой характера. Необходимо условие – исследование и понимание процессов работы организма на этом уровне.
Удовлетворенность, спокойствие и опустошенность глубинного сознания (читты)
Традиция Йоги, Аюрведы и Санкхьи говорят, о том, что нашему сознанию изначально присущи спокойствие и чистота. Нужно лишь позволить ему вернуться в свое естественное состояние.
Для этого требуется освободить его от внешних раздражающих влияний. Чтобы утвердить покой в самом сосредоточии нашего сознания надо убрать глубоко укоренившиеся привычки – неосознанных влечений и привязанностей (под неосознанными подразумеваются не только сами поступки, но и их причины), страха, гнева и желаний на всех уровнях.
Эти раздражающие факторы можно убирать двумя способами – освободиться от них. Или вернее можно сказать, их высвободить из себя, отпустить. Или – гармонизировать. И в том и другом случае необходимо регулярное наблюдение за собой и исследование себя, своих состояний, своих мыслей, эмоций, восприятий, поступков. Это не простая работа, но благотворная, благодарная и, в конечном итоге, очень красивая – потому что благодаря такому преображению вы станете святиться светом внутренней красоты и чистоты.
Переориентирование разума (буддхи) на Чистое сознание
Мы видим, что большая внутренняя работа ведется на переориентирование нашего сознания с внешнего мира на внутренний. Кому-то это покажется слишком догматичным, излишне трудной или тяжеловесной работой. Однако суть в том, пока мы не научимся отличать вечное от преходящего, истинное от ложного, свое истинное Я от бесчисленных личин эго, мы не достигнем мира в своей душе.
На самом деле это не так сложно. В целом для этого достаточно регулярно наблюдать за собой и стремиться к саттве, избегать проявлений раджаса и тамаса в своей жизни. Это и есть главный ключ к очищению сознания. Именно таким образом мы постепенно, без спешки и ненужных переживаний, перестроим свой разум на более тонкие материи, которые в дальнейшем позволят выйти за пределы нашего индивидуального сознания, ограниченного временем и пространством.
Все этапы этой работы над собой выполняются одновременно, параллельно, так как преуспеть в каждом из них по отдельности – невозможно. И именно это и называется йогой, искусством самосовершенствования, просветления и Самореализации, или начальными шагами в йоге – йога-терапией.