Инь и Ян – два противоположных начала. Силы, или энергии, взаимодополняющие явления предметного мира – любое явление, любое существо и каждое его состояние можно отнести к двум противоположным формам – инь и ян. Единство и борьба двух противоположностей.
Принцип Инь – Ян включает следующие элементы, дополняющие друг друга и немыслящиеся друг без друга:
1) наличие противоположности инь и ян;
2) взаимозависимость инь и ян;
3) взаимные дополнение и ограничение инь и ян;
4) взаимное превращение инь и ян (процессы сокращения и увеличения инь и ян – количественные изменения; процесс превращения инь в ян и наоборот – изменения качества).
Если одна сила преобладает, возникает недостаток другой силы. Если одна сила слабеет, приходит чрезмерное усиление другой.
Ян | Инь |
деятельность длинный | покой короткий |
Инь и ян никогда не остаются без взаимодействия и противоречий. Более того, они противоборствуют и вытесняют друг друга. Постоянная борьба и стремление к вытеснению друг друга – движущая сила изменений и развития вещей.
Инь ведает внутренней седой организма, ян – внешними проявлениями.
Инь сохраняется внутри и является материальной основой для ян. А ян внешне функционирует как проявление деятельности инь («ян – вестник инь»).
Функции органов (ян) возникают за счет потребления продуктов питания (инь), при этом происходит увеличение ян и ослабление инь. В то же время обмен веществ, полученных с продуктами питания (инь), требует расхода энергии (ян) – происходит усиление инь и ослабление ян. В здоровом состоянии эти процессы должны быть в равновесии.
4) (см выше) взаимное превращение инь и ян (процессы сокращения и увеличения инь и ян – количественные изменения; процесс превращения инь в ян и наоборот – изменения качества).
«Когда инь достигает максимума, он превращается в ян… Когда холод достигает своей вершины, он становится жаром, когда жар достигает вершины, возникает холод». (книга «Су-вэнь») При этом инь не может претерпеть превращения без наличия некоторого количества ян, а ян не может подвергнуться превращению без инь.
В анализе любой ситуации нужно учитывать, что оба полюса (оба крайних положения инь и ян) могут быть как причиной, так и следствием.
Пример применения концепции Инь-Ян в китайской медицине и цигун терапии:
«состояние повышенной активности следует регулировать покоем; если ян достигло кульминационного пункта, его следует преодолевать с помощью инь» (классический китайский медицинский трактат «Лей-цзин фу-и»).
Все типичные симптомы различных болезненных состояний можно разбить на две основные группы, определяющие два из основных синдромов – ян-синдром (жар) и инь-синдром (озноб).
5 первоэлементов – Земля, Вода, Огонь, Металл, Дерево – представляют собой пять фаз движения, или изменения энергии. И также, как они играют огромную роль в процессе жизнедеятельности, такую же незаменимую роль они играют в алхимической работе.
Вода, Земля и Металл – элементы, из которых создаются тела.
Дерево – олицетворяет принцип роста.
Огонь – принцип движения и развития.
Между всеми первоэлементами есть связи по принципу пентаграммы.
Каждый из 5 первоэлементов – это символ жизненных процессов, протекающих как в природе, так и в человеке. К ним также добавляются пассивная и активная силы инь и ян.
Таким образом:
Дерево – символ рождения и роста – переход от пассивной силы инь к активной ян.
Огонь – символ максимально выраженной активности – максимальный ян.
Металл – символ начинающегося упадка – от ян к инь.
Вода – символ минимальной активности – максимальный инь.
Согласно китайской метафизике, все в мире циклично и связанно между собой определенным образом. Так, в основе природных циклов лежит чередование пассивной силы инь и активной силы ян, а каждый из этих циклов состоит из чередования последовательных состояний. Этому принципу следуют и многие другие явления:
Дерево | Огонь | Металл | Вода |
рождение или возрастание весна утро восток | максимальная активность, развитие лето полдень юг | упадок, увядание или угнетение осень вечер запад | минимальная активность, исчезновение зима ночь север |
Поскольку все преображения природы происходят на земле, был добавлен пятый символ – земля – середину, центр и ось циклических изменений всего мироздания, олицетворяет изменения.
Каждый первоэлемент связан с другим посредством созидательных или разрушающих процессов.
созидающий вариант:
- Вода питает или способствует росту Дерева
- Дерево питает или производит Огонь
- Огонь производит Землю
- Земля производит Металл
- Металл превращается в Воду
или разрушающий вариант:
- Вода разрушает или гасит Огонь
- Огонь разрушает или размягчает Металл
- Метал разрушает или режет Дерево
- Дерево разрушает Землю
- Земля разрушает или впитывает Воду
Каждый элемент/процесс связан с четырьмя остальными и зависим от них.
Ни один из элементов не может ни разрушаться полностью, ни беспредельно возникать.
Дерево | Огонь | Земля | Металл | Вода |
Системы и органы тела | ||||
печень желчный пузырь мышцы глаза | сердце тонкая кишка кровеносные сосуды язык | селезенка желудок сухожилия рот | легкие толстая кишка кожа и волосы нос | почки мочевой пузырь кости уши |
Чувство, вкус, цвет, усилие, качество и прочее: | ||||
гнев кислый зеленый структура, уплотнение | радость (горький ?) красный расширение | раздумья сладкий желтый собирание | печаль сухой (острый ?) белый натяжение | печаль нейтральный черный напряжение |
Пять органов чжан – (основные органы) – плотные, иньские (сердце, легкие, селезенка, почки, печень, перикард). Считаются органами накопления, так как они накапливают часть энергии переработанной пищи в качестве резерва энергии организма.
Пять органов фу – полые, янские тонкий кишечник, толстый кишечник, желудок, мочевой пузырь, желчный пузырь, и условный орган «три обогревателя»). Ян-органы называют рабочими органами, так как они служат для восприятия пищи, ее размельчения, пищеварения, всасывания и активного выделения шлаков.
Остальные органы относятся к добавочным.
Древнекитайское определение органов отличается от современного западного медицинского определения. Для традиционной медицины «орган» – это не только органическая структура, но также и функциональная система. Органы следует понимать как функции.
Кроме того, в глубокой связи с внутренними органами воспринимается и психические функции организма.
Вот пример понимания функциональности органов чжан с точки зрения современной медицины:
Понимание функциональности органов чжан с точки зрения современной медицины:
«Сердце» – вся сердечно-сосудистая система, выполняющая функцию кровообращения и тесно связанная с психической деятельностью.
«Селезенка» – вся пищеварительная система, включающая функцию восприятия и переработки пищи, всасывания и использования ее в организме, выделения и образующихся плотных шлаков.
«Легкие» – вся система дыхания, включающая и кожу.
«Почки» – вся система мочеобразования, водного обмена, система желез внутренней секреции (факторов гуморальной регуляции), выделения образующихся жидких шлаков, костная система. Кроме того, почки считаются первичным начало врожденной энергии.
«Печень» – центральная, вегетативная и периферическая нервная система с ее функцией связи организма с внешней средой и регуляцией деятельности внутренних органов, с ее желчью, как гуморальным фактором регуляции нервной системы. Таким образом, это орган, в значительной мере определяющий состояния взаимоотношения инь-ян в организме, и вследствие этого – особенности темперамента организма.
К инь-органам также относится условный орган «перикард», который является функциональной системой, точнее, функциональным кругом, регулирующим кровообращение (охватывает всю систему кровообращения, вместе с сердцем и кровеносными сосудами), дыхание, фильтрующую функцию почек и половые функции (при этом анатомическая сердечная сумка в это понятие не входит). Физиологическое действие перикарда заключается в «управлении» всей кровью, поэтому он имеет связи со всеми внутренними органами.
Орган «Три обогревателя» – янский орган фу, противоположный перикарду – не имеет морфологического значения, но является «функциональным кругом», который объединяет органы (функции органов) грудной полости, брюшной полости и полости малого таза. «Три обогревателя» влияет на все органы, контролирует энергию дыхания, подачу энергии мочевыделительным и половым органам, энергию полового импульса. (С точки зрения современной медицины, может иметьс я в виду сеть сосудов и нервов).
Все органы тела неразрывно связаны между собой и взаимодействуют как в процессах синергизма и стимуляции, так и в процессах антагонизма и подавления.
К добавочным органам относятся:
головной, спинной и костный мозг, кости, мышцы, матка, диафрагма. Их функции считаются постоянными и не подвержены значительным и быстрым изменениям.
«Диафрагма» – имеет большее топографическое значение, чем анатомический орган, и находится в тесной связи с легкими, желудком, печенью и желчным пузырем.
Меридиан | Часы максимального напряжения энергии | Часы минимального напряжения энергии |
Легкие Толстый кишечник
Желудок Селезенка-поджелудочная железа
Сердце Тонкий кишечник
Мочевой пузырь Почки
Перикард Три обогревателя
Желчный пузырь Печень | 03-05 05-07
07-09 09-11
11-13 13-15
15-17 17-19
19-21 21-23
23-01 01-03 | 15-17 17-19
19-21 21-23
23-01 01-03
03-05 05-07
07-09 09-11
11-13 13-15 |