МЕТАФИЗИКА ЦИГУН

Концепция Инь и Ян


Инь и Ян – два противоположных начала. Силы, или энергии, взаимодополняющие явления предметного мира – любое явление, любое существо и каждое его состояние можно отнести к двум противоположным формам – инь и ян. Единство и борьба двух противоположностей.

Принцип Инь – Ян включает следующие элементы, дополняющие друг друга и немыслящиеся друг без друга:

1) наличие противоположности инь и ян;
2) взаимозависимость инь и ян;
3) взаимные дополнение и ограничение инь и ян;
4) взаимное превращение инь и ян (процессы сокращения и увеличения инь и ян – количественные изменения; процесс превращения инь в ян и наоборот – изменения качества).

Если одна сила преобладает, возникает недостаток другой силы. Если одна сила слабеет, приходит чрезмерное усиление другой.

Ян

Инь

деятельность
свет
возбуждение
неосязаемость
сила

солнце
небо
лето
жара
радость
полнота
верх

левая сторона
избыток, переполнение
функции тела
деятельность организма

мужской
сильный
горячий
твердый
светлый
большой
тяжелый
высокий 

длинный
внешний
толстый

внутренняя среда
… 

покой
тьма
торможение
телесность
слабость

луна
земля
зима
холод
печаль
пустота
низ

правая сторона
опорожнение, опустошение
материальные составляющие тела
пищевые вещества, попадающие в тело

женский
слабый
холодный
мягкий
теневой (темный)
малый
легкий
низкий 

короткий
внутренний
тонкий (худой)

внешние проявления
… 

Инь и ян никогда не остаются без взаимодействия и противоречий. Более того, они противоборствуют и вытесняют друг друга. Постоянная борьба и стремление к вытеснению друг друга – движущая сила изменений и развития вещей.

Инь ведает внутренней седой организма, ян – внешними проявлениями.
Инь сохраняется внутри и является материальной основой для ян. А ян внешне функционирует как проявление деятельности инь («ян – вестник инь»).
Функции органов (ян) возникают за счет потребления продуктов питания (инь), при этом происходит увеличение ян и ослабление инь. В то же время обмен веществ, полученных с продуктами питания (инь), требует расхода энергии (ян) – происходит усиление инь и ослабление ян. В здоровом состоянии эти процессы должны быть в равновесии. 

 

4) (см выше) взаимное превращение инь и ян (процессы сокращения и увеличения инь и ян – количественные изменения; процесс превращения инь в ян и наоборот – изменения качества).
«Когда инь достигает максимума, он превращается в ян… Когда холод достигает своей вершины, он становится жаром, когда жар достигает вершины, возникает холод». (книга «Су-вэнь») При этом инь не может претерпеть превращения без наличия некоторого количества ян, а ян не может подвергнуться превращению без инь.  

 

В анализе любой ситуации нужно учитывать, что оба полюса (оба крайних положения инь и ян) могут быть как причиной, так и следствием.

Пример применения концепции Инь-Ян в китайской медицине и цигун терапии:
«состояние повышенной активности следует регулировать покоем; если ян достигло кульминационного пункта, его следует преодолевать с помощью инь» (классический китайский медицинский трактат «Лей-цзин фу-и»).

Все типичные симптомы различных болезненных состояний можно разбить на две основные группы, определяющие два из основных синдромов – ян-синдром (жар) и инь-синдром (озноб).

Концепция У-син – Пять первоэлементов Природы

 

5 первоэлементов – Земля, Вода, Огонь, Металл, Дерево – представляют собой пять фаз движения, или изменения энергии. И также, как они играют огромную роль в процессе жизнедеятельности, такую же незаменимую роль они играют в алхимической работе.

Вода, Земля и Металл – элементы, из которых создаются тела.
Дерево – олицетворяет принцип роста.
Огонь – принцип движения и развития.

Между всеми первоэлементами есть связи по принципу пентаграммы. 

Каждый из 5 первоэлементов – это символ жизненных процессов, протекающих как в природе, так и в человеке. К ним также добавляются пассивная и активная силы инь и ян.

Таким образом:

Дерево – символ рождения и роста – переход от пассивной силы инь к активной ян.
Огонь – символ максимально выраженной активности – максимальный ян.
Металл – символ начинающегося упадка – от ян к инь.
Вода – символ минимальной активности – максимальный инь.

Согласно китайской метафизике, все в мире циклично и связанно между собой определенным образом. Так, в основе природных циклов лежит чередование пассивной силы инь и активной силы ян, а каждый из этих циклов состоит из чередования последовательных состояний. Этому принципу следуют и многие другие явления:  

Дерево

Огонь

Металл

Вода

рождение или возрастание

весна

утро

восток

максимальная активность, развитие

лето

полдень

юг 

упадок, увядание или угнетение

осень

вечер

запад 

минимальная активность, исчезновение

зима

ночь

север

Поскольку все преображения природы происходят на земле, был добавлен пятый символ – земля – середину, центр и ось циклических изменений всего мироздания, олицетворяет изменения.

 

 

Каждый первоэлемент связан с другим посредством созидательных или разрушающих процессов.

 

созидающий вариант:

- Вода питает или способствует росту Дерева
- Дерево питает или производит Огонь
- Огонь производит Землю
- Земля производит Металл
- Металл превращается в Воду

или разрушающий вариант:

- Вода разрушает или гасит Огонь
- Огонь разрушает или размягчает Металл
- Метал разрушает или режет Дерево
- Дерево разрушает Землю
- Земля разрушает или впитывает Воду

Каждый элемент/процесс связан с четырьмя остальными и зависим от них.

Ни один из элементов не может ни разрушаться полностью, ни беспредельно возникать. 

Дерево

Огонь

Земля

Металл

Вода

Системы и органы тела

печень

желчный пузырь

мышцы

глаза

сердце

тонкая кишка

кровеносные сосуды

язык

селезенка

желудок

сухожилия

рот

легкие

толстая кишка

кожа и волосы

нос

почки

мочевой пузырь

кости

уши

Чувство, вкус, цвет, усилие, качество и прочее:

гнев

кислый

зеленый

структура, уплотнение

радость

(горький ?)

красный

расширение

раздумья

сладкий

желтый

собирание

печаль

сухой

(острый ?)

белый

натяжение

печаль

нейтральный

черный 

напряжение

Две категории главных органов – чжан и фу 

 

Пять органов чжан – (основные органы) – плотные, иньские (сердце, легкие, селезенка, почки, печень, перикард). Считаются органами накопления, так как они накапливают часть энергии переработанной пищи в качестве резерва энергии организма.

Пять органов фу – полые, янские тонкий кишечник, толстый кишечник, желудок, мочевой пузырь, желчный пузырь, и условный орган «три обогревателя»). Ян-органы называют рабочими органами, так как они служат для восприятия пищи, ее размельчения, пищеварения, всасывания и активного выделения шлаков. 

 

Остальные органы относятся к добавочным.

Древнекитайское определение органов отличается от современного западного медицинского определения. Для традиционной медицины «орган» – это не только органическая структура, но также и функциональная система. Органы следует понимать как функции.

Кроме того, в глубокой связи с внутренними органами воспринимается и психические функции организма.

Вот пример понимания функциональности органов чжан с точки зрения современной медицины: 

 

Понимание функциональности органов чжан с точки зрения современной медицины:

«Сердце» – вся сердечно-сосудистая система, выполняющая функцию кровообращения и тесно связанная с психической деятельностью.

«Селезенка» – вся пищеварительная система, включающая функцию восприятия и переработки пищи, всасывания и использования ее в организме, выделения и образующихся плотных шлаков.  

 

«Легкие» – вся система дыхания, включающая и кожу.

«Почки» – вся система мочеобразования, водного обмена, система желез внутренней секреции (факторов гуморальной регуляции), выделения образующихся жидких шлаков, костная система. Кроме того, почки считаются первичным начало врожденной энергии.

«Печень» – центральная, вегетативная и периферическая нервная система с ее функцией связи организма с внешней средой и регуляцией деятельности внутренних органов, с ее желчью, как гуморальным фактором регуляции нервной системы. Таким образом, это орган, в значительной мере определяющий состояния взаимоотношения инь-ян в организме, и вследствие этого – особенности темперамента организма. 

 

К инь-органам также относится условный орган «перикард», который является функциональной системой, точнее, функциональным кругом, регулирующим кровообращение (охватывает всю систему кровообращения, вместе с сердцем и кровеносными сосудами), дыхание, фильтрующую функцию почек и половые функции (при этом анатомическая сердечная сумка в это понятие не входит). Физиологическое действие перикарда заключается в «управлении» всей кровью, поэтому он имеет связи со всеми внутренними органами.

 

Орган «Три обогревателя» – янский орган фу, противоположный перикарду – не имеет морфологического значения, но является «функциональным кругом», который объединяет органы (функции органов) грудной полости, брюшной полости и полости малого таза. «Три обогревателя» влияет на все органы, контролирует энергию дыхания, подачу энергии мочевыделительным и половым органам, энергию полового импульса. (С точки зрения современной медицины, может иметьс я в виду сеть сосудов и нервов).  

Все органы тела неразрывно связаны между собой и взаимодействуют как в процессах синергизма и стимуляции, так и в процессах антагонизма и подавления.  

 

К добавочным органам относятся:

головной, спинной и костный мозг, кости, мышцы, матка, диафрагма. Их функции считаются постоянными и не подвержены значительным и быстрым изменениям.

«Диафрагма» – имеет большее топографическое значение, чем анатомический орган, и находится в тесной связи с легкими, желудком, печенью и желчным пузырем.

Меридиан

Часы максимального напряжения энергии

Часы минимального напряжения энергии

Легкие

Толстый кишечник

 

Желудок

Селезенка-поджелудочная железа

 

Сердце

Тонкий кишечник

 

Мочевой пузырь

Почки

 

Перикард

Три обогревателя

 

Желчный пузырь

Печень

03-05

05-07

 

07-09

09-11

 

11-13

13-15

 

15-17

17-19

 

19-21

21-23

 

23-01

01-03

15-17

17-19

 

19-21

21-23

 

23-01

01-03

 

03-05

05-07

 

07-09

09-11

 

11-13

13-15